Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 3. С 1 июля по 31 декабря 1942 г. / Министерство Вооруженных Сил СССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. –Ленинград : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил СССР, 1946. – 268 с.

в ш = 75°49', д — 43°00', а в 18 ч. 58 м. он же — подводной лодкой в 370 милях к норду от мыса Канин Нос. В 18 ч. 44 м. третий транспорт был атакован неприятельской авиа­ цией в 500 милях к норду от острова Нокуев. Кроме того, три транс­ порта были атакованы авиацией и подводными лодками. (Дело ШТ № 1168, л. 142; дело № 1940, л. 20.) С 16 ч. 24 м. до 22 ч. 45 м. на бомбардировку транспортов союз­ ников вылетали с аэродрома Банак тремя эшелонами самолеты Ю-88 количеством до 60 машин. (Дело инв. № 432, л. 4 об.) Командир подводной лодки «К-21», находившейся на позиции в районе острова Ингей с задачей прикрытия союзных конвоев, полу­ чил по радио извещение о выходе в море немецкой эскадры; в 16 ча­ сов он произвел зарядку аккумуляторных батарей и погрузился. В 16 ч. 33 м. акустик доложил, что обнаружил шумы справа по носу. Подводная лодка легла курсом на шум, но в перископ никого не обнаружили. При вторичном подъеме перископа был обнаружен на дистанции 50 каб. силуэт корабля, который был принят за неприятель­ скую подводную лодку в надводном, положении. Командир подводной лодки «К-21» начал маневрирование для атаки и в 17 ч. 12 м. обнару­ жил два немецких миноносца, один из которых ранее был принят за неприятельскую подводную лодку. В 17 ч. 18 м. были обнаружены верхушки мачт больших кораблей, следовавших строем фронта в охра­ нении миноносцев. Сблизившись с подводной лодкой на дистанцию 15—20 каб., миноносцы, обнаруженные подводной лодкой, повернули (.братно и пошли на сближение с эскадрой. Командир подводной лодки «К-21» лег на курс атаки крупных кораблей противника и в 17 ч. 25 м. опознал состав и ордер неприя­ тельской эскадры: линейный корабль «Tirpitz» и крейсер «Admiral Scheer» в охранении восьми эскадренных миноносцев типа «Кагі Calster», шедшие сложным зигзагом. Над эскадрой барражировал самолет «Арадо-196». Командир лодки принял решение атаковать носовыми аппаратами линейный корабль «Tirpitz», но в 17 ч. 36 м. эскадра повернула влево на 9 0 \ выстроилась в кильватер с дистанцией между большими кораблями в 20—30 каб.. и подводная лодка оказалась по отношению к ним на расходящихся курсах. Командир лодки развернулся вправо, стремясь выйти в атаку носовыми аппаратами. В 17 ч. 50 м. неприятельская эскадра повернула «все вдруг» вправо, и линейный корабль «Tirpitz» показал своіі левый борт на курсовом его угле 5—7 ’. Опасаясь срыва атаки, командир лодки развернулся на кормовые торпедные аппараты и в 18 ч. 01 м. произвел четырехторпед­ ный залп с интервалом в четыре секунды с дистанции 17— 18. каб. при угле упреждения 28° и угле встречи 100°, считая скорость против­ ника 22 узла. В момент залпа подводная лодка «К-21» находилась внутри строя немецкой эскадры. Крейсер «Admiral Scheer» был справа по носу от подводной лодки и уже прошел угол упреждения. Внутри строя зигза- гнровали четыре вражеских эскадренных миноносца, один из которых начал резко поворачивать на обратный курс. С выпуском первой торпеды на подводной лодке «К-21» был опу­ щен перископ, а с выпуском четвертой подводная лодка, дав полный ход, погрузилась на глубину. Через 2 мин. 15 сек. акустик из отсе­ ков доложил о взрыве двух торпед. Шумы винтов миноносцев то приближались, то удалялись, но глу ­ бинными бомбами подводная лодка не была атакована. Только в 18 ч. 31 м. по корме лодки при постепенно уменьшавшихся шумах винтов послышался раскатистый взрыв продолжительностью до 20 сек., 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz