Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 3. С 1 июля по 31 декабря 1942 г. / Министерство Вооруженных Сил СССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. –Ленинград : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил СССР, 1946. – 268 с.

море — 7 баллов) произвести минной постановки не могла и штурмо- Бала в море. (Дело № 1695, л. И об.) В ночь на 29 октября батареи 113-го отдельного артиллерийского дивизиона вели огонь по транспорту противника, шедшему под прикры­ тием сторожевых катеров в губу Петсамо и израсходовали 162 сн а ­ ряда; несмотря на полученные транспортом три попадания, корабли про­ шли в губу. Вражеская батарея вела огонь по нашей батарее № 140 и по прожектору, выпустив 50 снарядов; был поврежден прожектор и убит краснофлотец. (Дело ШТ № 1568, л. 119 об.) Обеспечение союзных конвоев. В связи с разгромом конвоя PQ-17 и большими потерями конвоя PQ-18 союзники временно, до наступле­ ния полярной ночи, задержали организацию иі переход конвоев из Исландии в СССР и обратно. М ежду тем, длительность темного времени в октябре и плохие метеорологические условия мало - благоприятство­ вали успешной деятельности немецкой авиации. Поэтому было принято решение снова организовать движение транспортов между портами Исландии и СССР по новому методу: транспорты выходили и следо­ вали поодиночке, без непосредственного охранения, через определен­ ные (по обстановке) промежутки времени. Успешный переход из Ислан ­ дии в СССР в августе 1942 г. транспортов «Беломорканал» и «Энгельс» способствовал такому решению. Движение было организовано в обе стороны. Первый транспорт первой группы.— «Д екабри ст»—вышел из Исландии в 16 ч. 00 м. 29 октября. Транспорты-выходили из порта Рейкьявик с интервалом в 12 часов. Одновременно с Исландской груп­ пой 29 октября начала движение из губы Белушья первая группа совет­ ских транспортов, которые выходили с интервалом в двое суток. Марш­ рут перехода был выбран следующий: из губы Белушья — на норд, затем по кромке льда до точки ш = 77°00', д = 5°00f вест, далее по кромке льда до параллели 70°00/ и оттуда кратчайшим путем до Акѵрейри (ш = 65°40', д = l S 'W вест). Весь переход рассчитывался в среднем на 10 суток. (Дело № 5930, л. 44, 45, 46.) На период операции для прикрытия перехода транспортов, оказания помощи поврежденным и для спасения команд выставлялись патрули из эскадренных миноносцев, тральщиков и подводных лодок наших и английских: в ш = 76°00', д = 34°30' — тральщик Северного флота; в ш = 75°36', д = 39°20' — то же; в ш = 74°40:/, д = 42°00,/ —англий­ ский тральщик; в ш = 73°10/, д = 42°00/ — то же; между меридианом 5е30' и островом Ян Майен — две английские подводные лодки. (Дело До 8885, л. 26.) В 16 ч. 00 м. из губы Белушья в Исландию вышел транспорт «Мос­ совет». (Дело № 1941, л. 171.) В 17 ч. 00 м>. эскадренные миноносцы «Сокрушительный» и «Гремя­ щий» вышли из Кольского залива в район 60 миль к норду от мыса Святой Нос, имея задачей прикрытие транспортов от надводных сил противника. (Дело № 1941, л. 170 об.) Оборона главной базы Северного флота. С 11 ч. 30 м. до 11 ч. 52 м. три группы неприятельских самолетов общим количеством 26 Ю - 8 8 и 24 Ме-109 и с 14 ч. 10 м. до 14 ч. 56 м. четвертая группа — 16 Ю-87 и 6 Ме-109 — пытались нанести удар по аэродромам Ваенга и базам флота, но были отогнаны нашими истребителями и огнем зенитной артиллерии и сбросили бомбы на линии сухопутного фронта. Шесть Ме-109 из состава четвертой группы бомбардировали объекты в районе Ура губы и вывели из строя батальонную рацию службы воздушного наблюдения, оповещения и связи Северного флота. В 11 ч. 40 м. в районе Мурманска немецкие самолеты сбросили листовки. (Дело № 1941, л. 170.) И - З е к . 1135! 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz