Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 3. С 1 июля по 31 декабря 1942 г. / Министерство Вооруженных Сил СССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. –Ленинград : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил СССР, 1946. – 268 с.
Корабли ЭОН-18 — лидер «Баку», эскадренные миноносцы «Разум ный» и «Разъяренный» с ледоколом «Красин» — вышли из бухты Тикси. «Разъяренный» следовал на буксире лидера «Баку». (Дело № 8119, л. 5.) 19 сентября. Обеспечение союзных конвоев. По данным радиораз ведки, в районе ш = 7 2 ° З Г , д = 2 5 ° 2 9 ' были отмечены шесть подводных лодок противника; предполагалось, что эти лодки направлялись в базы северо-западной Норвегии. (Дело ШТ № 1175, л. 214.) Немецкие самолеты были обнаружены: в 5 ч. 58 м. в районе мыса Воронов — один бомбардировщик курсом 340 ; в 6 ч. 47 м. в районе мыса Никодимский — неопознанный самолет курсом 148°, на высоте 400 .и; в 8 ч. 15 м. в районе Поной — мыс Б. Городецкий — один Ю - 8 8 курсом 360°, на высоте 500 м. (Дело ШТ № 1560, л. 120.) В 15 ч. 47 м. один Ю - 8 8 пролетел на бреющем полете в районе острова Сосновец; на перехват его вылетали два «Харрикейн», но встречи с ним не было. Для прикрытия конвоя PQ-18 с 11 ч. 25 м. до 18 ч. 45 м. ПЕ-3 сделали 18 самолето-вылетов, «Харрикейн» и «Томагаук» — тоже 18 и «Каталина» — 2. Тральщики и речные тральщики флотилии произво дили траление подходов к Архангельску и Молотовску и архангель ских рейдов, но мин не обнаружили. Семь сторожевых катеров осу ществляли противолодочную оборону на Северо-Двинском рейде и че тыре к а т е р а— на рейде Молотовска. (Дело № 1941, л. 56.) В 18 ч. 30 м. на Северо-Двинский рейд прибыл союзный конвой PQ-18 в составе 27 транспортов из числа 40, вышедших из Исландии. На переходе до меридиана острора Медвежий конвой сопровождался крейсерами в качестве дальнего прикрытия, а до меридиана 46°40'— шестнадцатью эскадренными миноносцами, авианосцем и кораблем противовоздушной обороты, в качестве ближнего прикрытия; корабли дальнего н ближнего прикрытия от указанных меридианов возвра щались обратно и осуществляли прикрытие QP-14. Прикрытие дополня лось семью английскими и пятью советскими подводными лодками, развернутыми на наиболее вероятных путях следования эскадры про тивника к конвоям. Из Англии были перебазированы 23 торпедоносца типа «Хемпден» для действий по неприятельской эскадре; в распоряжение Военно-воздушных сил Северного флота на время операции была придана такж е авиация Карельского фронта и Архангельского военного округа. Всего за время перехода из Исландии погибло 13 транспортов, из них только один в оперативной зоне Северного флота. Из 13 погибших транспортов девять были потоплены торпедоносцами, один •— подвод кой лодкой, два подорваны подводными лодками и после этого по топлены артиллерийским огнем кораблей эскорта, один подорван торпе доносцем и после этого потоплен артиллерийским огнем корабля эскорта. Операция по обеспечению конвоя PQ-18 показала, что при реши тельных действиях сил прикрытия и достаточных мерах предваритель ного боевого обеспечения нейтрализация сил противника достигается, а удары авиации и подводных лодок врага сравнительно легко отра жаются умелой организацией боевого порядка и огня конвоя с боль шими для противника потерями. Ввиду штормовой погоды лоцманов на транспорты конвоя доставить не удалось, и конвой PQ-18 остался в море. (Дело № 6175, л. 32 об.) Оборона главной базы Северного флота. Авиация Северного флота из-за плохой погоды вела ограниченные боевые действия, сделав 24 самолето-вылета на прикрытие своих аэродромов. Самолеты 14-й армии 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz