Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 3. С 1 июля по 31 декабря 1942 г. / Министерство Вооруженных Сил СССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. –Ленинград : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил СССР, 1946. – 268 с.
Беломорская военная флотилия. Командующий Северным флотом директивой за № 005/оп уточнил задачи, поставленные Новоземельской военно-морской базе в следующем виде: а) оборона острова Новая Земля и западного сектора Арктики в границах оперативной деятельности базы от действий рейдеров и подводных лодок противника, а также от его морских иі воздушных д е сантов; б) защита наших коммуникаций с союзниками и коммуникаций Главного управления Северного морского пути в западном секторе Арктики; в) поддержание выгодного оперативного режима на театре и со здание условий, исключающих внезапное появление и безнаказанные действия сил противника в районе базы. В этой же директиве были определены и границы базы: с запада — линия, проходящая через точки: ш = 77° 15', д = 68°20'; ш = 76°33\ д = 60°23';. ш = 75° 17', д = 54°30'; ш = 72°08/, д = 48°28’,> остров Кол г у е в— вест, мыс Святой Нос (Тиманский) и остров Диксон (ост). (Дело № 1735, л. 36; дело № 8885, л. 1.) Приказом командующего Беломорской военной флотилией за № 49 были введены в действие «Правила плавания в Белом море для вспо могательных судов Северного флота, не имеющих военного командира и судов гражданских организаций». 15 сентября. Действия на коммуникациях противника. Подводная лодка «Щ-422», находясь на позиции в районе Порсангерфьорда, в 10 ч. 54 м. обнаружила на курсовом угле 160° правого борта сторо жевой корабль противника водоизмещением 800 т, выходивший из тумана. Дистанция до корабля в этот момент была 25—30 каб., его ск оро сть — 1 0 узлов, его курсовой угол на подводную л о д к у— 1 0 ° правого борта. Личный состав 100-лш орудия сторожевого корабля н а ходился ѵ пушки. Подводная лодка погрузилась и ів 11 ч. 07 м. на курсе 310° произвела по транспорту залп двумя торпедами с интерва лом 8 сек., с дистанции 3—5 каб. с углом упреждения 14,5° и углом встречи 90°. Через 30—40 секунд на лодке услышали два торпедных взрыва. В 11 ч. 18 м. был слышен шум винтов второго корабля; в 11ч. 52 м. шумы прекратились. (Дело № 1906, л. 21 об.) Два ПЕ-2, производившие разведку в Баренцовом море, в 10 ч .4 0м . в ш = 70°47', д = 30°00' (к норду от Босфьорда) обнаружили четыре транспорта и пять сторожевых кдраблей противника курсом 310°. (Дело ШТ № 1559, л. 149.) Обеспечение союзных конвоев. Конвой PQ-18 в течение дня успешно отражал атаки неприятельских самолетов и уклонялся от под водных лодок противника; потерь не было. В 22 ч. 00 м. конвой по счислению находился ів ш = 75°55', д = 39°26' ост (в 470 милях на норд от мыса Святой Hbc). Союзный конвой QP-14, следовавший в Исландию, совершал пере ход в Баренцовом море навстречу конвою PQ-18 и атакам против ника не подвергался. (Дело Ng 1941, л. 41; дело инв. № 1614, л. 56.) 16 ПЕ-3 парами патрулировали в районе мыс Нордкап — мыс Норд кин на путях полетов немецкой авиации к союзному конвою, но встреч с противником: н’е было. В 12 ч. 42 м. в ш = 70°50', д = 29°00' самолеты обнаружили два транспорта и пять сторожевых кораблей курсом 300°. Четыре ДБ -Зф вылетали для нанесения торпедного удара по враже ским кораблям в Альтенфьорде, но из-за плохой погоды до цели не дошли; с задания не вернулся один самолет. 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz