Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 3. С 1 июля по 31 декабря 1942 г. / Министерство Вооруженных Сил СССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. –Ленинград : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил СССР, 1946. – 268 с.

производивший разведку Баренцева моря, обнаружил в ш = 7 2 ° 0 8 ', д = 2 4 ° 3 0 ' немецкую подводную лодку курсом 120°; ледка погрузилась. Действия авиации Северного флота вследствие плохой погоды были ограничены. Погода в Баренцевом море: ветер — норд-вест 4 — 6 баллов; море — 4—5 баллов; облачность — 7— 1 0 баллов; высота облаков — 2 0 0 — 600 м; видимость •— до 6 миль; температура воздуха — плюс 1 °, минус 5°. (Дело № 1941, л. 36 об., 37.) Конвой PQ-18, вышедший из Исландии в ' Архангельск 7 сентября в составе; 40 транспортов, в течение 13 сентября подвергался усилен­ ным атакам авиации и подводных лодок противника. В 5 ч. 30 м. самолеты-разведчики с авианосца конвоя обнаружили неприятельскую подводную лодку на траверзе 10-й колонны транспортов. В 7 ч. 35 м. по сигналу командира конвоя «самолеты противника в воздухе» четыре истребителя с авианосца поднялись в воздух и ів 8 ч. 43 м'. возврати­ лись. В 8 ч. 51 м. немецкая подводная лодка потопила советский транспорт «Сталинград» и торпедой повредила английский транспорт, который после этого был оставлен командой, а позднее потоплен артиллерийским огнем кораблей эскорта. Корабли эскорта начали поиск подводной лодки и сбрасывание глубинных бомб. В 10 ч. 20 м. в воз­ духе были обнаружены самолеты противника типа «Блом Фосс»; в 1 1 ч. 0 0 м. с авианосца конвоя поднялись четыре истребителя. В 13 ч. 25 м. 22 неприятельских бомбардировщика безрезультатно атаковали из-за облаков транспорты конвоя, а после этого неодно- кратно пытались бомбить корабли эскорта и, в первую очередь, авиа­ носец, который, как правило, менял свое место в строю после каждого обнаружения конвоя противником или боевого соприкосновения с ним. В 15 ч. 27 м. впереди по курсу были обнаружены пять немецких тор­ педоносцев ніа малой высоте. В 15 ч. 30 м. на носовых курсовых углах правого іберта десятой колонны была замечена большая группа — около 40 вражеских торпедоносцев, шедших тремя эшелонами на высоте ! 5—20 м. Начались беспрерывные торпедные атаки неприятельских самолетов, которые продолжались до 16 ч. 00 м. В результате первой большой атаки торпедоносцев погибло восемь транспортов, в том числе советский — «Сухона». При отражении атаки, корабли сбили десять самолетов противника. Поврежденные транспорты, оставленные коман­ дами, но оставшиеся на плаву, были впоследствии потоплены артилле­ рийским, огнем кораблей эскорта. В 19 ч. 40 м» конвой, имея в своем составе 30 транспортов, перестроился в восемь кильватерных колонн. В конце; дня он был еще раз безрезультатно атакован группой торпедо­ носцев противника. (Дело № 2361, л. 26, 29; дело инв. №1614, л. 54,55.) По данным английской миссии, конвой PQ-18 в 22 ч. 30 м. находился в ш = 76°22/, д = 1 2 ° 5 3 ' ост (в районе между островами Медвежий и Шпицберген), имея курс 105° и ход 8 узлов. (Дело № 1941, л. 38.) С подводной лодкой «К-2», находившейся на позиции в районе Та- нафьорда, была потеряна; связь; предполагалось, что лодка находится в поврежденном состоянии. Командующий Северным флотом приказал командующему Военно-воздушными силами флота производить поиск этой лодкн в пределах позиции в течение сентября месяца. (Дело ТТТ.Т № 1175, л. 64.) В 9 ч. 38 м. корабли союзного конвоя QP-14 начали движение для выхода из Архангельска на Северо-Д’винский рейд. В течение этого перехода английский транспорт «Ironclade» вследствие заклине- ния! іруля закупорил фарватер и задержал движение транспортов на два •часа. Транспорт был на буксире отправлен обратно в Архангельск. 8* 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz