Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 3. С 1 июля по 31 декабря 1942 г. / Министерство Вооруженных Сил СССР, Главный штаб Военно-Морских Сил, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. –Ленинград : Военное издательство Министерства Вооруженных Сил СССР, 1946. – 268 с.

Д о 1 июля конвой шел в тумане и не был обнаружен противником. Около 12 часов транспорты увидели первый неприятельский самолет, а около 21 часа корабли эскорта обнаружили и атаковали глубинными бомбами неприятельские подводные лодки- На 21 ч. 00 м. конвой PQ-17 находился в районе 390—400 миль по пеленгу 250° от острова Медвежий. (Дело № 1940, л. 4, 6; дело инв. № 1614, л. 44, 46, 61.) Немецкое морское командование во втором квартале 1942 г. органи­ зовало особую эскадру тяжелых кораблей с базированием на Тронхейм с вероятной задачей действий на наших коммуникациях с союзниками в Баренцевом море. Кроме того, немцы дополнительно перебазировали на северные порты несколько подводных лодок. В итоге количествен­ ный состав вражеского флота, действовавшего в северной Норвегии, на 1 июля был следующий: 1) эскадра тяжелых кораблей в составе: линейного корабля «Тіг- ' pitz», крейсеров «Admiral Hipper», «Lutzow», «Admiral Scheer», восьми- 1 десяти эскадренных миноносцев, базировавшихся на Тронхейм; 2) легкие силы: восемь - десять миноносцев, до тридцати стороже ­ вых кораблей и тральщиков, четыриадцать-шестнадцать подводных лодок, две пловучие базы и шестнадцать самоходных барж, базиро­ вавшиеся на Нарвик, Тромсе, ГаммепФест. Хоннингсвог. Варде, Кирке­ нес и Петсамо~~Щело № 1972, л. 3; дело инв. № 432, л. 1.) Для действия против союзных конвоев на переходе в Баренцевом моіре, а также и против транспортов в портах разгрузки противник располагал достаточно мощными воздушными силами. На 1 июля на аэродромах северной Финляндии и северо-западной Норвегии развед ­ кой было установлено наличие 428 самолетов ' боевой авиации и 90 транспортных, всего 518 самолетов, которые распределялись по типам следующим образом: Ю-88 — 164 самолета; Ю-87 — 21, Хе-111 — 54, ФВ-200 — 4, Хе-115 — 20, До-17 — 8, До-18 — 34, Ме-109 — 78, Ме-110 —26, Хш-126 — 6, Фи-156 — 4, Хе-59 — 2, ФВ-58 — 6, Ю-52 — 90, Ар-196— 1. Таким образом, противник имел на театре, примерно, 300 самолетов бомбардировочной и торпедоносной авиации. По направлениям эта авиация распределялась так: на мурманском (аэродромы Луостари, Хебуктён, Киркенес, Банак (Лаксельвен) — 266 самолетов; на кандалакшском (Алакуртти, Кемиі-ярви, Рованиеми)— 114; на аэродромах северо-западной Норвегии (Тромсе, Б а р д уф с с с )—: 137. Кроме того, немцы расширяли сеть своих аэродромов и вводили в экс- плоатіацию аэродромы Инари, Наутси и Альте. (Дело инв. № 386, л. 10; дело № 1278, л. 9, 10, 11; дело № 1972, л~6 .) Г На время перехода союзных конвоев PQ-17 и QP-13 в море были развернуты наши подводные лодки с задачей атаковать крупные ко ­ рабли противника в случае их попытки выйти на пути конвоев: под ­ водная’ лодка «К-2»—в Лоппском море, «К-21»—в районе острова1Ингей, «К-22» — в 90 милях к норду от острова Фулей; «Щ-403» — в 90 ми­ лях к норду от мыса Нордкап, «Д-3» — в районе мыса Нордкин. Кроме того, с той же задачей были развернуты в море девять английских под ­ водных лодок. Подводная лодка «К-2» в 8 ч. 35 м. была атакована в надводном положении самолетом противника, обстрелявшим ее из пу­ лемета; от повторной атаки она уклонилась срочным погружением и имела две небольшие пробоины в носовой части палубы. (Дело №1906, л. 10 об.; дело инв. № 1614, стр. 45.) Авиация Северного флота имела в своем составе (вместе fc придан­ ными ей на время обеспечения союзных конвоев частями) 240 самоле­ тов, из них исправных — 139, которые распределялись по соединениям и местам базирования следующим образом: 2-й Краснознаменный гвардейский авиаполк: Ваенга 1 -я—-тридцать пять «Харрикейн» (исправных пять); двадцать один «Томагаук» 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz