Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 2. С 1 января по 30 июня 1942 г. / Народный комиссариат Военно-Морского Флота Союза ССР, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. – Москва ; Ленинград : Управление Военно-Морского Издательства НКВМФ Союза ССР, 1946. – 317 с.

28 марта. Командующий Северным флотом донес начальнику Глав- ного Морского штаба о решении по прикрытию союзного конвоя PQ-13, вышедшего из Рейкьявика в 8 ч. 00 м. 20 марта в составе семи англий­ ских транспортов, шести американских, четырех панамских, одного — республики Гондурас и одного польского. Конвой следовал в охранении легкого крейсера, двух эскадренных миноносцев, трех сторожевых кораб­ лей и трех тральщиков. Для встречи конвоя высылались эскадренные миноносцы «Сокрушительный», «Гремящий», английский эскадренный миноносец «Ориби», тральщики «Харриер», «Спидуэл» и «Хуссар». Под­ водные лодки оставались на позициях по прикрытию конвоя QP-9 В связи с полученным сообщением о рассеянии транспортов конвоя PQ-13 подводная лодка «Щ-422» была отозвана в базу, а подводная лодка «К-21» переведена на позицию № 5 в районе Варде; остальные подвод­ ные лодки оставлены были на своих позициях. В готовности к выходу были подводные лодки «ЦД-404», «М-171», «М-172». Остальные дей­ ствия Северного флота по прикрытию — разведка моря, прикрытие с воздуха, удары по аэродромам, поиск подводных лодок противника и т. д. должны были выполняться по плану. Встреча высланных кораблей с конвоем назначена была на 10 ч. 00 м. 29 марта на меридиане 30° , по курсу конвоя. Оторвавшиеся транспорты конвоя ожидались поодиночке в Иоканке и в Кольском заливе в течение 29 и 31 марта. Авиация про­ тивника вела воздушную разведку между меридианами 20—30 . (Дело ШТ № 1158, л. 96.) По данным нашей радиоразведки, воздушная разведка противника обнаружила в 14 ч. 20 м. группу кораблей конвоя, состоявшую из одного миноносца, двух сторожевых кораблей, четырех транспортов в ш= 72 28', д = 26°57/ и в 15 ч. 56 м. другую группу, состоявшую из одного крей­ сера, двѵх сторожевых кораблей и шести транспортов в ш = 73 05', д = 27°55'. Повидимому, с целью удара по первой группе кораблей, в 14 ч. 20 м. с Бардуфосса в Банак перебазировалось одиннадцать Ю-88. По сообщению английской миссии, в 14 ч. 20 м. транспорт «Рейсланд» г; ш=і=72о40', д = 20°20/ был атакован и потоплен немецким самолетом; команда высадилась на шлюпки. В 18 ч. 05 м. самолеты противника атаковали в ш—72°2Г, д = 28°26л транспорт «Харполяйнен». По сообщению английской миссии, в 21 ч. 35 м. в ш-=72°13', д = 32 ’10' был потоплен вражескими самолетами транспорт «Эмпайр Рейнджер»; команда высадилась на шлюпки. В 19 ч. 30 м. эскадренные миноносцы «Гремящий», «Сокрушитель­ ный», «Ориби» и четыре английских тральщика вышли навстречу кон­ вою. Для спасения команды транспорта «Эмпайр Рейнджер» был направлен английский тральщик «Госсамер», шедший из главной базы Полярное на­ встречу конвою. Около 22 ч. 00 м. у входа в Кольский залив гидроакустическим дозо­ ром были отмечены шумы подводных лодок. Около 23 ч. 00 м. было перехвачено приказание немецкого командова­ ния шести Ю-88, летавшим в море, садиться на аэродром Луостари. (Дело ШТ № 1158, л. 130, 131; дело № 1938, л. 84.) Начальнг-ш штаба Северного флота получил указания от штаба 14-й армии поставить задачей авиации Северного флота бомбардировать следующие цели противника: в районе квадрата 0266-6 — до батальона противника, землянки, конюшни с лошадьми; в районе квадрата 0270-а—- пехоту противника и артиллерийские батареи; в районе квадрата 0070-г—• командный пункт полка (предположительно) ввиду того, что артилле­ рия сухопутной обороны эти цели не доставала. О времени действия авиации штаб 14-й армии просил поставить его в известность для орга­ 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz