Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 2. С 1 января по 30 июня 1942 г. / Народный комиссариат Военно-Морского Флота Союза ССР, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. – Москва ; Ленинград : Управление Военно-Морского Издательства НКВМФ Союза ССР, 1946. – 317 с.

Транспорт водоизмещением в 6000 т считался потопленным (Дело № 314, л. 17.) Радиоразведкой были обнаружены: в 3 ч. 50 м. в Серей-зунде— сторо­ жевой корабль: в 4 ч. 35 м. в Тромсе — сторожевой корабль; в 4 ч. 55 м. в Варангерфьорде — неопознанное судно; в 3 ч. 20 м. — два транспорта в 10 милях к норд-осту от мыса Кибергнес. (Дело № 271, л. 136; дело № 272, л. 1.) Командующий Северным флотом, донося по радио Народному Комис­ сару Военно-Морского флота о положении противовоздушной обороны Мурманска, просил принять меры к скорейшему формированию дивизион­ ного района противовоздушной обороны Немцы перебрасывали в Северную Норвегию авиацию из Германии, Бельгии и Голландии. Ряд авиассединений был уже отмечен нашей радио- разведкой на аэродромах северной Норвегии. В течение 27 апреля авиа­ ция противника проявляла особую активность в районе Кировской ж. д. и в районе Кольского залива. Утром несколько вражеских разведчиков пыталось прорваться к Мурманску. В воздушном бою был сбит один Ме-110. В 18 ч. 00 м. шесть Ю-88 и шесть Ме-110 прорвались в Поляр­ ное. Бомбардировать удалось трем самолетам. Один Ю-88 был сбит. Командующий Северным флотом полагал, что это начало систематиче­ ских действий вражеской авиации противника по Мурманску и транспор­ там в Кольском заливе. В то же время дивизионный район противовоз­ душной обороны еще не был сформирован; зенитной артиллерии не при­ бавилось. Взятые армейским командованием у Военно-Морского флота 12 «Эрликон» до сих пор не были еще установлены. В Мурманске име­ лось 12 СИ, шесть «Томагаук» и шесть «Харрикейн». Наставление по взаимодействию с авиацией армии еще не было подписано; ссылались на отсутствие сил. Погода вопреки ожиданиям стояла для полетов пригодная. Если не начнутся обычные в это время заряды, надо ожидать в ближай­ шие дни ощутительных ударов противника по Мурманску и транспортам в Кольском заливе. Прикрытие порта и города истребителями нес Север­ ный флот, чередуясь по одному дню с армией. (Дело ШТ № 1158, л. 74.) 28 февраля. В течение дня самолеты Ю-88, Ме-109, Хш-126 одиноч­ ными самолетами и группами вели воздушную разведку районов главной базы, побережья Кольского полуострова и сухопутного участка фронта. В 17 ч. 37 м. авиация противника произвела налет на Мурманск тремя эшелонами: девять Ю-87, пять Хе-111ипять Ме-110. Сброшенными бом­ бами были причинены незначительные повреждения, в районе торгового порта была повреждена площадка и ж.-д. путь; получил легкое поврежде­ ние буксир; повреждены были здание и сарай. Жертв не было. Зенитным огнем батареи № 198 был сбит один Ю-88. Военно-воздушные силы Северного флота в течение дня произвели 127 самолето-вылетов, из них 122 истребителями на барраж в районе глав­ ной базы и прикрытие английского транспорта и два самолето-вылета «Харрикейн» на воздушную разведку в Варангерфьорде; вследствие пло­ хих метеорологических условий самолеты из района Вайтолахти возврати­ лись на аэродром. Один ПЕ-2 производил воздушную разведку моря до меридиана Варде. В 17 ч. 45 м. у Варде в северо-западной части залива Буосе-сунн был обнаружен на якорю транспорт в 3000 т. (Дело Ш Т № 1155, Л . 93, 93 об.) С 10 ч. 30 м. до 17 ч. 00 м. батарея № 140 вела огонь по тылам про­ тивника, израсходовав 177 снарядов. В результате обстрела был уничто­ жен склад с горючим, наблюдались пожары склада в течение полутора часов, слышно было четыре взрыва; прямыми попаданиями в гараж и автомашины было уничтожено четыре машины с горючим, повреждено и уничтожено 16 автомашин с разным грузом, рассеяно до 60 автомашин; 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz