Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 2. С 1 января по 30 июня 1942 г. / Народный комиссариат Военно-Морского Флота Союза ССР, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. – Москва ; Ленинград : Управление Военно-Морского Издательства НКВМФ Союза ССР, 1946. – 317 с.
в связи с грузопотоками из-за границы. Противовоздушная оборона Мурманска до войны была возложена на армию, причем к началу войны в Мурманске оказалась одна зенитная батарея и в дальнейшем число батарей не увеличивалось. Учитывая важность Мурманска для флота, командованию Северного флота пришлось поставить для его обороны, главным образом порта, пять зенитных батарей, из них три — 76 -мм, одну — 85-мм и одну— 45-мм. Истребители армии, действовавшие в на чале войны в Мурманске, с сентября ушли на юг, и Мурманск стал обо роняться истребителями Северного флота. К настоящему моменту дирек тивой командующего фронтом прикрытие с воздуха в Мурманске было возложено на флот, совместно с истребителями 14-й армии. Положение в порту складывалось следующее: разгружалось девять транспортов, ждало разгрузки восемь транспортов, в том числе два танкера по 18 000 т. Кроме того, в порту и в заливе стояли военные английские ко рабли конвоя, корабли Северного флота, Морского флота и Наркомата Рыбной промышленности. В последние две недели самолеты противника прорваться к Мурманску не могли, но есть основания предполагать, что противник или уже узнал или скоро узнает о грузовых операциях в Мур манске, поэтому можно было ожидать в ближайшее время при каждой летной погоде массированных ударов с воздуха. Военный Совет Северного флота считал, что при этих условиях проти вовоздушную оборону Мурманска необходимо было сосредоточить в одних руках, исключив совместные действия не подчиненных друг другу сил; целесообразнее всего было бы передать это флоту, поскольку приход, уход и прикрытие транспортов лежали на флоте. Военный Совет Северного флота считал, что Военно-воздушным си лам Северного флота необходимо было дать дополнительно 50—60 совре менных истребителей и 10— 12 зенитных батарей; авиация же армии должна прикрывать свои войска, штурмовать противника и т. д., т. е. делать то, чем в данный момент занимался Северный флот. (Дело ШТ № 1151, л. 106.) БВф. Для усиления истребительной авиации из Ягодника в Поной перелетели четыре И -153 Военно-воздушных сил Архангельского воен ного округа. Один из них при посадке скапотировал и разбился. (Дело № 82, л. 6.) 20 января. В 14 ч. 30 м. один Ю-88 сбросил в Териберке четыре бомбы весом 250—500 кг по военному городку и штабу 30-го отдельного артиллерийского дивизиона. Были разрушены казарма, столовая, камбуз, хлебопекарня, испорчена часть продуктов, имелись повреждения других зданий, порвана электролинейная связь; было ранено четыре красно флотца. (Дело ШТ № 1151, л. 117; дело № 7570, л. 8.) Батареи № 207 и 208 вели огонь по вражескому самолету, израсхо довав 34 снаряда. Торпедированный английский транспорт «Харметрис» при помощи двух буксиров и спасательного судна «Память Руслана» в 12 ч. 30 м. был прибуксирован в Мурманск. Буксировка происходила в сложных метеоро логических условиях (снеговые заряды, сплошной туман). До Кольского залива буксировка обеспечивалась тральщиками, сторожевыми катерами МО и самолетами. (Дело № 6493, л. 66 об.; дело № 749, л. 6 об.) В 13 ч. 30 м. началась перевозка частей 14-й стрелковой дивизии из Мурманска на мыс Мишуков. (Дело № 6110, л. 57 об.) Военный Совет Северного флота получил директиву Заместителя На родного Комиссара Военно-Морского флота адмирала Исакова, в связи с появлением в Тронхейме германского линейного корабля «Тирпитц», Народный Комиссар Военно-Морского флота дал согласие англичанам 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz