Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 2. С 1 января по 30 июня 1942 г. / Народный комиссариат Военно-Морского Флота Союза ССР, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. – Москва ; Ленинград : Управление Военно-Морского Издательства НКВМФ Союза ССР, 1946. – 317 с.

Четыре лодки выходили из районов Варде, Киркенеса, Танафьорда. Противником велась непрерывная воздушная разведка движения конвоя с донесениями в Бардуфосс о месте, курсе и скорости конвоя. С 1 ч. 53 м. до 14 ч. 39 м. в море были обнаружены до 41 враже­ ского бомбардировщика, из них десять Хе-111 и 31 Ю-88, действовавших из районов Бардуфосс и Банак. (Дело № 1939 л. 93.) В течение дня до 21 ч. 30 м. противник авиацией и подводными лод­ ками непрерывно атаковал конвой PQ-16. В результате атак было по­ топлено авиацией пять транспортов и подводными лодками — один транс­ порт, в том числе корабль Противовоздушной обороны «Эмпайр Лоуренс»; несколько транспортов было повреждено; один транспорт буксировался обратно в Исландию; польский миноносец «Гарлянд» из состава эскорта был поврежден, имел на борту восемь человек убитых и 40 раненых и самостоятельно следовал в Кольский залив. (Дело № 1939. л. 97; дело ШТ № 1164. Л. 138.) С 17 ч. 00 м. до 18 ч. 00 м. авиация противника дважды пыталась бомбардировать Мурманск. В 17 ч. 06 м. пять Ю-87. шесть Ме-110 и девять Ме-109 сбросили бомбы в районе Мурманска; 15 бомб попало в воду и на скалы. В 17 ч. 08 м. семь Ю-88 и восемь Ме-109 вновь пытались нанести бомбовый удар по Мурманску. Истребительная авиация и зенитная артиллерия не допустили вражеские самолеты к городу и порту. (Дело ШТ № 1164, л. 147 ; дело № 1939, л. 97; дело ШТ № 1538, л. 30.) В 21 ч. 00 м. эскадренные миноносцы «Грозный», «Сокрушительный» и «Куйбышев» вышли в море для встречи и эскортирования конвоя PQ-16. (Дело № 1939, л. 93; дело № 5207, л. 8 об.) Командующий Северным флотом получил сообщение от начальника Главного Морского штаба о том, что Народный Комиссар Военно-Мор­ ского флота приказал не менее шести-восьми транспортов конвоя PQ-16 разгрузить в Архангельске. Командующему Северным флотом предоставлялось право принять решение: или направить эти транспорты прямо в Архангельск, или после захода всего конвоя в Кольский залив сразу же послать транспорты в Архангельск. В телеграмме указывалось, что Народный Комиссар Внешней торговли настаивал на проводке в Архангельск более чем шести-восьми транспортов и Народный Комиссар Военно-Морского (('лота считал это весьма желательным. (Дело LJJT № 1538, л. 39.) В связи с этим командующий Северным флотом запросил начальника Главного Морского штаба, нести ли транспорты в Архангельск без трале­ ния фарватера в Горле Белого моря, поскольку лед не позволял тралить в районе Поноя. Народный Комиссар приказал протралить все фарватеры, а где протралить нельзя-—итти без траления. (Дело ШТ № 1164, Л. 108; дело ШТ № 1538, л. 41.) Командующий Северным флотом донес Народному Комиссару Военно- Морского флота, что самолеты ДБ-Зф из-за плохой погоды прибыли в Ваенгу к исходу дня 26 мая. Подготовка к вылету заканчивалась. В на стоящее воемя аэродромы Северного флота и 14-й армии были закрыты туманом. Вылет самолетов был намечен на 11 ч. 00 м. 27 мая. (Дело ШТ № 1164, л. 105.) В 15 ч. 20 м. 11 СБ 14-й армии в сопровождении десяти «Аэрокобоа» 1 *. семи «Томагаук» с высоты 3300 м произвели бомбардировочный удар по аэродрому Луостари. По докладам экипажей, был вызван пожар на аэродроме. В в о зд ушн ом бою был сбит один Ме-109 (Дело № 1939, Л. 94; дело ШТ № 1538, Л. 32 Об., 33; дело ШТ № ! 164. л. 134.) В 14 ч. 10 м. 12 ПЕ-2 14-й армии в сопровождении 11 «Томагаук» вылетали на бомбовый удар по аэродрому Хебуктен, но из-за плохой по­ годы возвратились, не выполнив задания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz