Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 2. С 1 января по 30 июня 1942 г. / Народный комиссариат Военно-Морского Флота Союза ССР, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. – Москва ; Ленинград : Управление Военно-Морского Издательства НКВМФ Союза ССР, 1946. – 317 с.
В 12 ч. 17 м., осмотрев горизонт, командир «Д-3» обнаружил сторо жевые корабли впереди по курсу и один транспорт, выходивший из фьорда курсом 95°. Подводная лодка легла на боевой курс 292° для атаки транспорта и в 12 ч. 23 м. с дистанции 12 каб. произвела трехторпедный залп. Две торпеды вышли одновременно, а третья через 10 секунд. Через 1 м. 15 с. был слышен сильный взрыв, а через 1 м. 25 с. второй. В 12 ч. 30 м., осмотрев горизонт, командир подводной лодки обнаружил только мачты транспорта и маневрировавшие около них пять сторожевых кораблей. В 12 ч. 32 м. два сторожевых кооабля отделились и пошли курсом на подводную лодку, которая начала уклоняться. (Дело № 538, л. 6—7.) Закупленный в Англии и прибывший в Кольский залив тральщик «Сильджа» был принят в состав Северного флота. (Дело ШТ № 1163, л. 175.) В 7 ч. 05 м. оперативный дежурный штаба Северного флота оповестил командиров подводных лодок на позициях, что, по данным поста наблю дения и связи № 105, по пеленгу 300° на дистанции 135 каб. курсом норд-ост в 6 ч. 25 м. были обнаружены четыре тральщика и два транс порта. В 15 ч. 50 м. команднр подводной лодки «Д-3» был оповещен о появлении в 11 ч. 50 м. в районе Персфьорда одного транспорта в 9000 т водоизмещением, двух транспортов по 1000 т и пяти траулеров. (Дело № 1163, л. '125, 132.) По агентурным данным и данным английского адмиралтейства, в 16 ч. 30 м. немецкий крейсер, предположительно, «Принц Ойген» и четыре эскадренных миноносца находились в ш= 63°20/, д = 8°20\ курсом 225°. В то же время группа неопознанных судов была отмечена в ш = 63°28' д = 10°08, курсом норд-ост. (Дело № 278, л. 45.) По агентурным данным 14-й армии, 17 и 18 мая противник готовил большой торпедо-бомбовый удар по транспортам и кораблям в Кольском заливе. В связи с этим командующий Северным флотом приказал в Мур манске у причалов оставить только разгоужавшиеся транспорты, а осталь ные рассредоточить вблизи берегов и в губах Кольского залива от мыса Дровяной до параллели мыса Ретинский. Минимальное расстояние между транспортами установить 3—4 каб. Доки немедленно прикрыть противо торпедными сетями. Транспортам дать указания при налете авиации быть готовыми к ходу на случай уклонения от торпедоносцев и выпущенных торред. Отражение атаки торпедоносцев вести всеми имеющимися сред ствами. Корабли в Кольском заливе рассредоточить по губам, под бере гом; по возможности избегать ставить бортом к открытому плесу. Кораб лям также быть в готовности дать ход. Весги усиленное наблюдение за воздухом. Командующему Военно-воздушными силами Северного флота было приказано нести барраж истребительной авиацией над Кольским заливом, повысить готовность истребительной авиации, имеющиеся установки реак тивных снарядов поставить на мысы в Кольском заливе. Командиру Охраны водного района — входы в Екатерининскую гавань и в Тюва губу закрыть противоторпедными сетями и бонами. Для усиления средств противовоздушной обороны шесть катеров МО поставить в следующих районах: губы Кулояга, тони Мохнаткина, мыса Кондраткина, губы Рослякова, мыса Пинагорий, мыса Ретинский. Начальнику Управления противовоздушной обороны усилить противо воздушную оборону Ваенга— губа Кулонга, подтянув батареи на новые огневые позиции по утвержденному плану. Повысить готовность зенитной артиллерии всех дивизионов. (Дело LUT № 1163, л. 136. 136 об.) Сформировано было Управление 145-го артиллерийского дивизиона с дислокацией на мысе Пинагорий с включением в его состав береговых батарей: № 140 и 232 ( в Мурманске), 640 (п губе Средняя). (Приказ командующего СФ № 0274.) 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz