Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 2. С 1 января по 30 июня 1942 г. / Народный комиссариат Военно-Морского Флота Союза ССР, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. – Москва ; Ленинград : Управление Военно-Морского Издательства НКВМФ Союза ССР, 1946. – 317 с.

В 12 ч. 17 м., осмотрев горизонт, командир «Д-3» обнаружил сторо­ жевые корабли впереди по курсу и один транспорт, выходивший из фьорда курсом 95°. Подводная лодка легла на боевой курс 292° для атаки транспорта и в 12 ч. 23 м. с дистанции 12 каб. произвела трехторпедный залп. Две торпеды вышли одновременно, а третья через 10 секунд. Через 1 м. 15 с. был слышен сильный взрыв, а через 1 м. 25 с. второй. В 12 ч. 30 м., осмотрев горизонт, командир подводной лодки обнаружил только мачты транспорта и маневрировавшие около них пять сторожевых кораблей. В 12 ч. 32 м. два сторожевых кооабля отделились и пошли курсом на подводную лодку, которая начала уклоняться. (Дело № 538, л. 6—7.) Закупленный в Англии и прибывший в Кольский залив тральщик «Сильджа» был принят в состав Северного флота. (Дело ШТ № 1163, л. 175.) В 7 ч. 05 м. оперативный дежурный штаба Северного флота оповестил командиров подводных лодок на позициях, что, по данным поста наблю­ дения и связи № 105, по пеленгу 300° на дистанции 135 каб. курсом норд-ост в 6 ч. 25 м. были обнаружены четыре тральщика и два транс­ порта. В 15 ч. 50 м. команднр подводной лодки «Д-3» был оповещен о появлении в 11 ч. 50 м. в районе Персфьорда одного транспорта в 9000 т водоизмещением, двух транспортов по 1000 т и пяти траулеров. (Дело № 1163, л. '125, 132.) По агентурным данным и данным английского адмиралтейства, в 16 ч. 30 м. немецкий крейсер, предположительно, «Принц Ойген» и четыре эскадренных миноносца находились в ш= 63°20/, д = 8°20\ курсом 225°. В то же время группа неопознанных судов была отмечена в ш = 63°28' д = 10°08, курсом норд-ост. (Дело № 278, л. 45.) По агентурным данным 14-й армии, 17 и 18 мая противник готовил большой торпедо-бомбовый удар по транспортам и кораблям в Кольском заливе. В связи с этим командующий Северным флотом приказал в Мур­ манске у причалов оставить только разгоужавшиеся транспорты, а осталь­ ные рассредоточить вблизи берегов и в губах Кольского залива от мыса Дровяной до параллели мыса Ретинский. Минимальное расстояние между транспортами установить 3—4 каб. Доки немедленно прикрыть противо­ торпедными сетями. Транспортам дать указания при налете авиации быть готовыми к ходу на случай уклонения от торпедоносцев и выпущенных торред. Отражение атаки торпедоносцев вести всеми имеющимися сред­ ствами. Корабли в Кольском заливе рассредоточить по губам, под бере­ гом; по возможности избегать ставить бортом к открытому плесу. Кораб­ лям также быть в готовности дать ход. Весги усиленное наблюдение за воздухом. Командующему Военно-воздушными силами Северного флота было приказано нести барраж истребительной авиацией над Кольским заливом, повысить готовность истребительной авиации, имеющиеся установки реак­ тивных снарядов поставить на мысы в Кольском заливе. Командиру Охраны водного района — входы в Екатерининскую гавань и в Тюва губу закрыть противоторпедными сетями и бонами. Для усиления средств противовоздушной обороны шесть катеров МО поставить в следующих районах: губы Кулояга, тони Мохнаткина, мыса Кондраткина, губы Рослякова, мыса Пинагорий, мыса Ретинский. Начальнику Управления противовоздушной обороны усилить противо­ воздушную оборону Ваенга— губа Кулонга, подтянув батареи на новые огневые позиции по утвержденному плану. Повысить готовность зенитной артиллерии всех дивизионов. (Дело LUT № 1163, л. 136. 136 об.) Сформировано было Управление 145-го артиллерийского дивизиона с дислокацией на мысе Пинагорий с включением в его состав береговых батарей: № 140 и 232 ( в Мурманске), 640 (п губе Средняя). (Приказ командующего СФ № 0274.) 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz