Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 2. С 1 января по 30 июня 1942 г. / Народный комиссариат Военно-Морского Флота Союза ССР, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. – Москва ; Ленинград : Управление Военно-Морского Издательства НКВМФ Союза ССР, 1946. – 317 с.

выслать еще один самолет, а сам продолжал вести наблюдение. В 17 ч. 12 м. один Ю-88 вылетел из Киркенеса. В 23 ч. 00 м., в связи с данными радиоразведки, подводной лодке «К-23» дано было приказание донести, нуждается ли она в эскортирова­ нии. Ответа не последовало. Как можно предполагать, попаданиями вражеских снарядов на подвод­ ной лодке был выведен из строя один из главных дизелей. В 15 ч. 50 м. «К-23» на отходе от места боя подверглась обстрелу с самолета против­ ника, погрузилась и погибла. (Дело ШТ № 1535, л. 29; дело ШТ № 1163, л. 75.) Командиры подводных лодок, находившихся на позициях, в течение суток оповещались оперативным дежурным штаба Северного флота об обнаруженных радиоразведкой кораблях противника: в 4 ч. 44 м. в Варан­ герфьорде— сторожевой корабль; в 14 ч. 25 м. в районе мыса Скаль- нес — транспорт курсом на Киркенес; в 19 ч. 20 м. в Коббхольмфьорде — сторожевой корабль; в 21 ч. 00 м. в Варангерфьорде — транспорты кур­ сом на Киркенес. (Дело ШТ № 1163, л. 28, 35, 40, 42.) БВФ. В 8 ч. 25 м. один Ю-88 был обнаружен в районе мыс Святой Нос — Иоканка; в 9 ч. 49 м. один Ю-88 — в районе Поной; в 11 ч. 10 м. — в районе Ягодник, курсом 270° на высоте 5000 м\ в 12 ч. 18 м. — пять неопознанных самолетов в районе Онеги. В 14 ч. 40 м. один Ю-88 пролетел над островом Великий на высоте 3000 м, курсом 10°. В 18 ч. 54 м. три Ю-88 появлялись в районе военно-морской базы Иоканка и бомбардировали с высоты 1800—2000 м базу и корабли. Сторожевой корабль № 29 («Бриллиант») от разрыва бомбы, взорвав­ шейся вблизи от носовой части левого борта, получил несколько пробоин в левом борту; на корабле загорелись носовые надстройки; пожар вскоре был сбит. При буксировке сторожевого корабля № 29 в 19 ч. 54 м. на нем произошел взрыв', повидимому, взорвались находившиеся на корабле глубинные бомбы; взрывной волной вырвало на буксирном пароходе «Северянин» в корме кингстон, и на нем вышли из строя механизмы. Прл буксировке «Северянина» на обсушку в губу Гремиха он лег на борт на глубине 4 м. Взрывной волной от взрыва бомб на тральщике № 65 сорвало фундамент динамомашины, компасы и радиоаппаратуру. Дозорный сторожевой катер № 519 подвергся пулеметному обстрелу с вражеского самолета, но повреждений не имел. Погиб штабной катер у борта сторожевого корабля № 29. В результате бомбардировки вражеских самолетов было убито 13 чело­ век, в том числе на сторожевом корабле № 29 десять человек; ранено было 46 человек, из них на сторожевом корабле № 29—42. (Дело № 617, л. 1; дело ШТ № 1535, л. 35; дело ШТ № 1163. л. 43, 45.) 13 мая. Девять сторожевых кораблей, десять тральщиков-катеров, три катера МО производили эвакуацию 12-й отдельной бригады морской пехоты с западного берега губы Западная Лица. В 17 ч. 36 м. по оконча­ нии эвакуации корабли возвратились в базу. 13 ч. 00 м. все части 12-й отдельной бригады морской пехоты с при­ данным третьим батальоном 125-го местного стрелкового полка и девя­ тым лыжным батальоном были эвакуированы и поиводили себя в поря­ док на восточном берегѵ губы Западная Лица. Третий батальон был отправлен на кораблях Охраны водного района в Полярное. В целях оставления противника в полном неведении об отходе 12-й бригады ее батальоны отводились не сразу, а по одному с каждого основного направления с интервалами два часа, причем каждый отхо­ дивший батальон оставлял после себя усиленное подвижное боевое охра­ 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz