Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 2. С 1 января по 30 июня 1942 г. / Народный комиссариат Военно-Морского Флота Союза ССР, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. – Москва ; Ленинград : Управление Военно-Морского Издательства НКВМФ Союза ССР, 1946. – 317 с.

Подводная лодка «М-171», находясь в подводном положении в Варан- іерфьорде, в 8 ч. 10 м. зафиксировала шум іпнтов и, осмотрев горизонт, обнаружила на дистанции два кабельтова вражеский сторожевой корабль, шедший на нее. Корабль прошел вблизи подводной лодки, не заметив перископа. В 13 ч. 34 м. шум винтов прекратился. В 14 ч. 47 м., идя курсом вест, «М-171» обнаружила па дистанции 40 каб. і і о носу три вражеских тральщика, шедшие курсом норд-ост строем уступа. Подводная лодка ушла на глубину 25 .и, продолжая следо- ьать на вест. В 15 ч. 18 м. были слышны взрывы глубинных бомб, а в 19 ч. 20 м. при осмотре горизонта командир подводной лодки обна­ ружил по пеленгу 235 на дистанции 37 каб. вражеский конвой в составе двух транспортов, шедших в кильватер, одного тральщика, шедшего впереди них, и двух сторожевых кораблей, охранявших транспорты с пра­ вого борта. Конвой шел курсом норд-ост. Подводная лодка немедленно вышла в атаку па головной транспорт водоизмещением около 10 000 т. Нырнув под охранение, подводная лодка в 19 ч. 26 м. с дистанции 4,5—5 каб. выпустила две торпеды и через 30 секунд было слышно два сильных взрыва и металлический треск. После атаки она погрузилась на 20 м и начала отход от места атаки. Спустя 30 минут вблизи «.одводной лодки раздались взрывы глубинных бомб. По шуму винтов можно было предположить, что преследуют ее все три корабля охранения. В 21 ч. 30 м. шумы винтов и взрывы прекратились. Всего было сброшено 19 бомб. В 22 ч. 56 м. подводная лодка всплыла и легла на курс ост. Вскоре «М-171» обнаружила по пеленгу 265° на дистанции 40 каб. >:торожевой корабль противника, который, заметив подводную лодку, открыл по ней артиллерийский огонь из двух 100-Л!.и орудий, держа на нее курс. При близком падении снарядов подводная лодка сбивала кор­ ректировку циркуляцией вправо па четверть окружности, после чего ложи лась на прежний курс. Выпустив 11 снарядов, вражеский сторожевой корабль прекратил преследование. (Дело № 314, л. 74, 75; дело № 1939, л. 1 .) Подводная лодка «Щ-422», маневрируя в районе к норду от Варде, ■обнаружила три сторожевых корабля противника, скрывшиеся затем р 7 ч. 35 м. курсом ост. В 9 ч. 47 м. подводная лодка обнаружила по пеленгу 304“ силуэты двух небольших судов и вышла на них в атаку. При сближении одно судно оказалось сторожевым катером, второе — сто­ рожевым кораблем малого тоннажа; оба они сопровождали танкер. Под­ водная лодка торпедного залпа не произвела, считая, что сторожевой корабль ее заметил и повернул на нее, и ушла на глубину 45 м. Пресле­ дования подводной лодки не было. В 10 ч. 33 м. она всплыла на пери- ікопную глубину и видела, что корабли противника уходили в сторону Варде. При всплытии на подводной лодке вышли из строя кормовые гори­ зонтальные рули, лопнула цепь Галля. Для исправления повреждении подводная лодка отошла на норд вне видимости берегов. Командир под­ водной лодки донес командующему Северным флотом о невозможности устранить повреждения своими силами. (Дело № 314, л. 61; приказ Народного Комиссара ВМФ № 0658.) Оперативный дежурный штаба Северного флота оповестил командиров подводных лодок «М-171», «Щ-422», «К-2», «Щ-401» и «Щ-404», нахо­ дившихся на позициях, что, по данным радиоразведки, были обнаружены корабли противника: в 1 ч. 00 м. транспорты из Киркенеса на вест; в 4 ч. 59 м. в Буссе-сунн транспорт в 3000 г водоизмещением; в 5 ч. 55 м. в ш = 72°00', д = 21°55' миноносец; по достоверным данным, в 9 ч. 40 м. танкер в 2000 т водоизмещением и два транспорта в районе мыса Мак- каур курсом ост; два транспорта, пять тральщиков из Сюльтефьорда на вест; по данным радиоразведки, в 14 ч. 13 м. в ш ~ 71 13 , д 28 14 миноносец; в 14 ч. 25 м. в средней части Варангерфьорда сторожевой 1 0 * 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz