Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 2. С 1 января по 30 июня 1942 г. / Народный комиссариат Военно-Морского Флота Союза ССР, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. – Москва ; Ленинград : Управление Военно-Морского Издательства НКВМФ Союза ССР, 1946. – 317 с.

Б 4 ч. 00 м. подводная лбдка «М-172» прибыла на Позицию в районб Варангерфьорда, погрузилась и начала движение под перископом к ост­ рову Стуршер. В 8 ч. 06 м., следуя курсом 56°, на подводной лодке отме­ тили шум винтов по корме с левого борта и приготовились к торпедной атаке. У острова Лилле-Эккерей был обнаружен один сторожевой катер и вскоре за ним два тральщика, шедшие курсом норд-ост. В 8 ч. 10 м. подводная лодка опустила перископ и продолжала движение в том же направлении. В 8 ч. 14 м. были слышны четыре взрыва глубинных бомб. В 8 ч. 36 м., осмотрев горизонт, командир подводной лодки обнаружил по пеленгу 110—150° конвой противника в составе двух транспортов, двух сторожевых кораблей и двух тральщиков, шедших курсом норд-ост. Один сторожевой корабль шел впереди транспортов, второй в хвосте колонны, а тральщики прикрывали колонну с правого борта. Подводная лодка на­ чала медленно маневрировать для выхода в атаку на головной транспорт водоизмещением около 4000 т. В 8 ч. 57 м. на боевом курсе 321 с ди­ станции 12 каб. подводная лодка атаковала его одной торпедой, считая скорость транспорта 8 узлов, угол встречи 90°, угол упреждения 11°. С выпуском первой торпеды командир подводной лодки имел намерение немедленно атаковать второй транспорт, но при заполнении цистерны быстрого погружения подводная лодка погрузилась на глубину до 14 м и вторая атака не состоялась. Через 1 мин. 30 сек. был ясно слышен один взрыв. В 9 ч. 03 м. подводная лодка всплыла под перископ и обнаружила, что атакованный транспорт стоял с креном на правый борт и диферентом на корму. К левому борту транспорта подходил сторожевой корабль, а второй сторожевой корабль шел на пересечку курса подводной лодки, на дистанции около 60 л и сбрасывал глубинные бомбы. Подводная лодка срочно погрузилась на глубину и полным ходом пошла в сторону от про­ тивника. От взрывов глубинных бомб частично погасли электролампы, сыпалась пробка с прочного корпуса, лопнуло стекло манометра в пятом отсеке. В 9 ч. 10 м. взрывы прекратились, а в 10 ч. 50 м. прекратились и шумы винтов. Подводная лодка развернулась на курс к месту атаки и в 11 ч. 50 м. обнаружила здесь различные плавающие предметы. С 18 ч. 00 м. подводная лодка начала отход в район зарядки и на пере­ ходе слышала шумы винтов. (Дело № 314, л. 46, 47.) Подводная лодка «К-2» закончила постановку мин в оайоне мыс Нордкап — Танафьорд. Всего было поставлено подводной лодкой «К-2» 20 мин в три линии. (Дело № 1938, л. 140.) ' Командиры подводных лодок на позициях были оповещены оператив­ ным дежурным штаба Северного флота об обнаруженных радиоразведкой кораблях противника: в 0 ч. 08 м. в ш = 71°05|/, д = 30°32’— подводная лодка; в 8 ч. 29 м. в Варангерфьорде — транспорты курсам Киркенес; в 20 м. 58 м. из района Харштадта вышел миноносец. (Дело ШТ № 1160, Л. 85; 89, 100.) БВФ. В 3 ч. 32 м. транспорт «Красин», следовавший в охранении сто­ рожевого корабля № 25 из Иоканки в Мурманск, в районе острова Но- куев, ш = 68°25',5, д = 38°371',5, был атакован подводной лодкой про­ тивника; две торпеды прошли у Транспорта за кормой. Сторожевой ко­ рабль № 25 атаковал подводную лодку артиллерийским огнем и глубин­ ными бомбами. В 7 ч. 30 м. сторожевой корабль № 25 и транспорт «Красин» на период светлого времени сталгі в губе Харловка. (Дело ШТ № 1529, л. 75; дело № 1938, л. 139.) В 7 ч. 10 м. девять неопознанных самолетов наблюдалось в районе острова Великий. (Дело № 1398, л. 139.) Народный Комиссар Военно-Морского флота предложил Военному Совету Северного флота приказать Беломорской военной флотилии при­ 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz