Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 2. С 1 января по 30 июня 1942 г. / Народный комиссариат Военно-Морского Флота Союза ССР, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. – Москва ; Ленинград : Управление Военно-Морского Издательства НКВМФ Союза ССР, 1946. – 317 с.
век были легко ранены и контужены. (Дело ШТ № 1527, л. 72, 72 об., 70.) 5 апреля. В 2 ч. 54 м. шесть Ю-88 и один «Фокке-Вульф» бомбарди ровали город Мурманск, сбросив 12 бомб. От прямого попадания бомбы затонул тральщик «РТ-61» (водоизмещением 1180 т) и мотобот «Рыбооб работка», тральщик «РТ-7» («Семга») (водоизмещением 1130 т) был поврежден и поддерживался на плаву откачкой воды. От сотрясения при разрыве бомб были повреждены механизмы двух тральщиков. В то же время два Ю-88 произвели налег на Полярное и четыре Ю-88 на Ваенгу и Грязную; налет вражеских самолетов был отбит зенитной артиллерией 4-го отдельного артиллерийского зенитного дивизиона; расход боезапаса— 2996 снарядов. Наблюдалось падение двух Ю-88. Было установлено использование авиацией противника мин загражде ния при налете на Мурманск. Сбрасывание мин маскировалось одновре менным сбрасыванием бомб. Осмотром частей двух взорвавшихся на бе регу мин было установлено, что мины немецкие, магнитные, типа «Ж». Предположительно, мины ставились самолетами «Фокке-Вульф». (Дело № 1938, Л. 107, 112; Д. ШТ № 1159. л. 81 об.) С 14 ч. 20 м. тральщики-катера № 401 и 411 производили трале ние магнитными тралами в Кильдинской салме; с 15 ч. 15 м. тральщик- катер № 415 производил траление магнитным тралом в районе бухты Кулонга. (Дело № 1938, л. 108.) В ночь на 5 апреля три «Харрикейн» и днем четыре «Харрикейн» вылетали на перехват самолетов противника в район остров Кильдин — Мурманск; встреч с противником не было. Пять СБ вылетали для бомбардировки аэродрома Луостари, из них два самолета с задания не вернулись. (Дело № 1938, л. 112, 113.) Глава английской миссии в Архангельске был встревожен результа тами налетов на Мурманск и поставил вопрос о необходимости приема конвоев в Архангельске и Молотовске. Командующие Северным флотом и Беломорской военной флотилией держались точки зрения, что проводить конвои в Белое море возможно будет только после того, как будет про трален фарватер № 6 в районе • мыс Б. Городецкий — мыс Терско- Орловский; в крайнем случае, проводку транспортов можно было произ водить за тралами, для чего необходимо иметь чистую воду; в настоящий момент этот район был забит льдом. Представитель англичан считал, что возможно придется отказаться от посылки конвоев в СССР до момента открытия навигации в Белом море. (Дело ШТ № 1527, л. 94, 94 об.) Два торпедных катера с 23 ч. 00 м. 4 апреля до 4 ч. 35 м- 5 апреля производили поиск вражеских кораблей в Варангерфьорде и из-за пурги возвратились в Пумманки, не обнаружив противника. Подводная лодка «М-176», прибыв на позицию в Варангерфьорде, обнаружила в районе острова Стуршер вражеский сторожевой корабль, который в течение пребывания подводной лодки у побережья противника, ходил на линии остров Стуршер — остров Лилле-Эккерей. Попытка под водной лодки атаковать сторожевой корабль оказалась безуспешной. (Дело № 314, л. 36.) Подводная лодка «М-173» в районе Варде в 0 ч. 55 м. обнаружила силуэт сторожевого катера и уклонилась от него срочным погружением. С 7 ч. 44 м. до 21 ч. 37 м. подводная лодка маневрировала в подводном положении вдоль побережья от Варде до мыса Харбакен. В 12 ч. 20 м. был отмечен шум винтов подводной лодки, шедшей в надводном положе нии; при осмотре горизонта никто не был обнаружен. (Дело N° 314, л. 40.) В связи с изменившейся организацией в дивизионе сторожевых кате ров МО приказом командующего Северным флотом была установлена новая нумерация для катеров. Номер сторожевого катера состоял из трех 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz