Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре. Вып. 2. С 1 января по 30 июня 1942 г. / Народный комиссариат Военно-Морского Флота Союза ССР, Исторический отдел ; сост.: Селиванов В. И., Соколов Д. В. ; под. ред. Круглова В. И. – Москва ; Ленинград : Управление Военно-Морского Издательства НКВМФ Союза ССР, 1946. – 317 с.

век были легко ранены и контужены. (Дело ШТ № 1527, л. 72, 72 об., 70.) 5 апреля. В 2 ч. 54 м. шесть Ю-88 и один «Фокке-Вульф» бомбарди­ ровали город Мурманск, сбросив 12 бомб. От прямого попадания бомбы затонул тральщик «РТ-61» (водоизмещением 1180 т) и мотобот «Рыбооб­ работка», тральщик «РТ-7» («Семга») (водоизмещением 1130 т) был поврежден и поддерживался на плаву откачкой воды. От сотрясения при разрыве бомб были повреждены механизмы двух тральщиков. В то же время два Ю-88 произвели налег на Полярное и четыре Ю-88 на Ваенгу и Грязную; налет вражеских самолетов был отбит зенитной артиллерией 4-го отдельного артиллерийского зенитного дивизиона; расход боезапаса— 2996 снарядов. Наблюдалось падение двух Ю-88. Было установлено использование авиацией противника мин загражде­ ния при налете на Мурманск. Сбрасывание мин маскировалось одновре­ менным сбрасыванием бомб. Осмотром частей двух взорвавшихся на бе­ регу мин было установлено, что мины немецкие, магнитные, типа «Ж». Предположительно, мины ставились самолетами «Фокке-Вульф». (Дело № 1938, Л. 107, 112; Д. ШТ № 1159. л. 81 об.) С 14 ч. 20 м. тральщики-катера № 401 и 411 производили трале­ ние магнитными тралами в Кильдинской салме; с 15 ч. 15 м. тральщик- катер № 415 производил траление магнитным тралом в районе бухты Кулонга. (Дело № 1938, л. 108.) В ночь на 5 апреля три «Харрикейн» и днем четыре «Харрикейн» вылетали на перехват самолетов противника в район остров Кильдин — Мурманск; встреч с противником не было. Пять СБ вылетали для бомбардировки аэродрома Луостари, из них два самолета с задания не вернулись. (Дело № 1938, л. 112, 113.) Глава английской миссии в Архангельске был встревожен результа­ тами налетов на Мурманск и поставил вопрос о необходимости приема конвоев в Архангельске и Молотовске. Командующие Северным флотом и Беломорской военной флотилией держались точки зрения, что проводить конвои в Белое море возможно будет только после того, как будет про­ трален фарватер № 6 в районе • мыс Б. Городецкий — мыс Терско- Орловский; в крайнем случае, проводку транспортов можно было произ­ водить за тралами, для чего необходимо иметь чистую воду; в настоящий момент этот район был забит льдом. Представитель англичан считал, что возможно придется отказаться от посылки конвоев в СССР до момента открытия навигации в Белом море. (Дело ШТ № 1527, л. 94, 94 об.) Два торпедных катера с 23 ч. 00 м. 4 апреля до 4 ч. 35 м- 5 апреля производили поиск вражеских кораблей в Варангерфьорде и из-за пурги возвратились в Пумманки, не обнаружив противника. Подводная лодка «М-176», прибыв на позицию в Варангерфьорде, обнаружила в районе острова Стуршер вражеский сторожевой корабль, который в течение пребывания подводной лодки у побережья противника, ходил на линии остров Стуршер — остров Лилле-Эккерей. Попытка под­ водной лодки атаковать сторожевой корабль оказалась безуспешной. (Дело № 314, л. 36.) Подводная лодка «М-173» в районе Варде в 0 ч. 55 м. обнаружила силуэт сторожевого катера и уклонилась от него срочным погружением. С 7 ч. 44 м. до 21 ч. 37 м. подводная лодка маневрировала в подводном положении вдоль побережья от Варде до мыса Харбакен. В 12 ч. 20 м. был отмечен шум винтов подводной лодки, шедшей в надводном положе­ нии; при осмотре горизонта никто не был обнаружен. (Дело N° 314, л. 40.) В связи с изменившейся организацией в дивизионе сторожевых кате­ ров МО приказом командующего Северным флотом была установлена новая нумерация для катеров. Номер сторожевого катера состоял из трех 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz