Долг, честь, отечество, слава : (методическое пособие для краеведов, руководителей молодежных коллективов, групп "Поиск", школьных музеев, молодежных клубов, учителей, библиотекарей, заместителей командиров силовых структур по воспитательной работе) / Гос. обл. учреждение молодеж. политики "Центр граждан. и патриот. воспитания молодежи". – Мурманск : Центр гражданского и патриотического воспитания молодежи, 2009. – 198, [1] с. : ил., фот.

В Толковом словаре Владимира Даля сказано: «Герб - род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, го­ роду, дворянскому роду». И все же первым местом российской «прописки» двуглавого орла стал не щит, а гербовая печать Иоанна III. Создателями же печати, как утверждают ученые Института рос­ сийской истории РАН, были резчики, прибывшие в Москву из Се­ верной Италии. Исследования ведущих сотрудников института подтверждают предположение, что двуглавый орел в качестве символа государст­ венной власти русские государи заимствовали не из восточной визан­ тийской культуры, а на Западе. В поисках создателей гербовой печати ученые обращали внима­ ние на ее художественные особенности. Но изображение двуглавого орла на печати мало помогло исследователям: он был похож на всех своих европейских и византийских собратьев. Подсказку дала обо­ ротная сторона печати, на которой изображен Георгий Победоносец, причем изображен весьма необычно. У него отсутствует символ свя­ тости - нимб. Он поражает дракона не в пасть, как было принято на православных иконах, а в шею. Ни в иконах, ни в скульптурных изображениях, ни на монетах, созданных русскими резчиками, не было ни одного изображения, по­ хожего на Георгия Победоносца с государственной печати. Все рус­ ские мастера изображали его в соответствии с православным кано­ ном. Необычный облик Георгия и позволил предположить, что соз­ дателем печати мог быть иностранец. Догадка превратилась в уве­ ренность, когда была обнаружена практически точная копия Георгия Победоносца с печати на Московских монетах. Известно, что культ Георгия Победоносца был широко распро­ странен в Северной Италии, то есть там, откуда в Россию вместе с ар­ хитекторами были выписаны монетных дел мастера. Монеты с неканоническим Георгием отливали именно они. В конце XV века Россия наладила широкие культурные связи с североитальянскими городами. В Россию приезжало много ино- странцев-мастеров, среди которых были и чеканщики. В письменных источниках того времени среди монетных дел ма­ стеров упоминаются лишь два выходца из Северной Италии: Карл из Милана и Джан Антоний из Солари. По мнению ученых, именно они - главные претенденты на звание авторов гербовой печати Иоанна III, 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz