Долг, честь, отечество, слава : (методическое пособие для краеведов, руководителей молодежных коллективов, групп "Поиск", школьных музеев, молодежных клубов, учителей, библиотекарей, заместителей командиров силовых структур по воспитательной работе) / Гос. обл. учреждение молодеж. политики "Центр граждан. и патриот. воспитания молодежи". – Мурманск : Центр гражданского и патриотического воспитания молодежи, 2009. – 198, [1] с. : ил., фот.
В Толковом словаре Владимира Даля сказано: «Герб - род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, го роду, дворянскому роду». И все же первым местом российской «прописки» двуглавого орла стал не щит, а гербовая печать Иоанна III. Создателями же печати, как утверждают ученые Института рос сийской истории РАН, были резчики, прибывшие в Москву из Се верной Италии. Исследования ведущих сотрудников института подтверждают предположение, что двуглавый орел в качестве символа государст венной власти русские государи заимствовали не из восточной визан тийской культуры, а на Западе. В поисках создателей гербовой печати ученые обращали внима ние на ее художественные особенности. Но изображение двуглавого орла на печати мало помогло исследователям: он был похож на всех своих европейских и византийских собратьев. Подсказку дала обо ротная сторона печати, на которой изображен Георгий Победоносец, причем изображен весьма необычно. У него отсутствует символ свя тости - нимб. Он поражает дракона не в пасть, как было принято на православных иконах, а в шею. Ни в иконах, ни в скульптурных изображениях, ни на монетах, созданных русскими резчиками, не было ни одного изображения, по хожего на Георгия Победоносца с государственной печати. Все рус ские мастера изображали его в соответствии с православным кано ном. Необычный облик Георгия и позволил предположить, что соз дателем печати мог быть иностранец. Догадка превратилась в уве ренность, когда была обнаружена практически точная копия Георгия Победоносца с печати на Московских монетах. Известно, что культ Георгия Победоносца был широко распро странен в Северной Италии, то есть там, откуда в Россию вместе с ар хитекторами были выписаны монетных дел мастера. Монеты с неканоническим Георгием отливали именно они. В конце XV века Россия наладила широкие культурные связи с североитальянскими городами. В Россию приезжало много ино- странцев-мастеров, среди которых были и чеканщики. В письменных источниках того времени среди монетных дел ма стеров упоминаются лишь два выходца из Северной Италии: Карл из Милана и Джан Антоний из Солари. По мнению ученых, именно они - главные претенденты на звание авторов гербовой печати Иоанна III, 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz