Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : тезисы конференции. Мурманск, 2007.

Экология Для всей территории характерно, что одним из основных источников поступления загрязняющих веществ в урбанизированные почвы является бытовой мусор. Литература Большаков, В.А. Методические рекомендации по оценке загрязненности городских почв и снежною покрова тяжелыми металлами / В.А. Большаков, Ю,Н. Водяницкий, Т.Н. Борисочкина, З.Н. Кахнович, В.В. Мясников. - М.: Почвенный институт им. В.В. Докучаева, 1999. - 31 с. ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ ЧЕРЕЗ МУРМАНСКУЮ ОБЛАСТЬ Миронов С.А. Мурманский государственный педагогический университет, кафедра географии г. Мурманск, ул. Коммуны 9 Научный руководитель - к.г.н. старший преподаватель Возница В. М. С каждым годом приход большой нефти в Мурманскую область ощущается все острее. Объемы перевозок углеводородного сырья растут небывалыми темпами: за последние несколько лет количество перевозимой через Кольский залив нефти возросло до 7 млн. т нефти в год, а в течение следующего десятилетия прогнозируется скачок до 150 млн. тонн в год. Уже сейчас на Кольском полуострове функционируют шесть нефтеперегрузочных терминалов, а в недалеком будущем планируется запустить еще один и построить нефтеперерабатывающий завод на побережье Кольского залива. На сегодняшний день актуальным вопросом остаётся способность транспортной системы Мурманской области обработать постоянно растущий поток нефти и на первый план выходит проблема модернизации уже существующих и разработка новых путей доставки нефти в Кольский залив. Возможностей доставки большой нефти в Мурманскую область несколько. Разберем все альтернативные транспортные коридоры. Октябрьская железная дорога имеет эксплуатационную длину 10143 километров и по ней перевозится более 100 миллионов тонн грузов в год. Участок Печенга-Лиинахамари в Мурманской области является самой северной действующей наземной железной дорогой в мире (до 1997 года рекорд принадлежал Киркенесу). В настоящее время увеличение грузопотока, отправляемого на север по Октябрьской железной дороге, связано, прежде всего, с экспортом сырой нефти. С 1995 года экспортная нефть поставляется на станцию Белое Море (порт Витино), и с 2004 года в порт Мурманск. В 2003 году по железной дороге в Витино было перевезено почти 6 миллионов тонн экспортной нефти (это примерно 100000 железнодорожных цистерн) Дорога в современном ее состоянии с таким грузооборотом нефти не справится. Беломор - Балтийского канала. Канал был построен за 20 месяцев и сдан в эксплуатацию в 1933 году. Строительство канала было поручено ОГПУ. Канал соединил Белое море с Онежским озером, входящим в бассейн Балтики, и сократил путь из Балтийского моря в Белое на 4000 км. Канал не является выходом из ситуации, т.к. ведет в Белому морю, имеющему ограниченную навигации. Основным специализированным портом здесь является Витино. Порт оказывает услуги по хранению и перегрузке (перевалке) нефти, мазута и стабилизированного газового конденсата. До 2001 года их вывоз был сезонным - с мая по октябрь, с 2002 года осуществляет круглогодичную перегрузку нефти. Морской порт Витино имеет перспективы в части создания нефтеперерабатывающего комплекса, которые раскроются с реализацией проектов освоения шельфа Баренцева моря и новых месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Проект строительства магистрального трубопровода «Западная Сибирь - побережье Баренцева моря». В настоящее время идут ожесточенные споры на различных уровнях о вариантах прокладки и конечной точки трубопровода. Выводы о целесообразности того или иного варианта предстоит сделать специально созданной правительственной комиссии. Проектная пропускная способность этого трубопровода составляет 120 млн. тонн нефти в год. Из перечисленных вариантов транспортировки нефти отчетливо видно, что в конечном счете нефть должна подводиться в Кольский залив к терминалам г. Мурманска. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz