Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : тезисы конференции. Мурманск, 2007.

Биология, медицина ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ Мустафина О.Р.', Широкая Т.А.2 1Мурманский государственный технический университет, ВЗФ, ВБ-432 2Мурманский государственный технический университет, кафедра биохимии В последние годы все активнее обсуждаются вопросы использования животных и продуктов их жизнедеятельности для решения проблем в лечении функциональных расстройств нервной системы у детей разного возраста. Накоплены тысячи фактов, убедительно свидетельствующих о том, что животные обладают даром исцелять людей. Зоотерапию с полным правом можно отнести к биофизическим методам лечения и оздоровления людей. Одной из разновидностей зоотерапии является метод дельфинотерапии. Использование дельфинов в качестве помощников при лечении и реабилитации людей с различными нарушениями здоровья существенно расширило ту роль, которую человек отвел дельфину, научив его жить в Океанариумах. Цель настоящей работы - оценка возможности использования сеансов дельфинотерапии для лечения, оздоровления и реабилитации детей с психоневрологическими симптомами заболеваний. Исследования проведены на базе Государственного океанариума в акватории бухты Черного моря в летнее время года с использованием биотехнического комплекса, в состав которого введены специально подготовленные по авторским методикам черноморские дельфины-афалины. При этом дельфина предварительно готовили, обучая животное отдельным элементам поведения и формируя в последующем сложную цепочку задачи, включающую в себя упражнения, стимулирующие ребенка к общению. Дельфины и пациенты, находясь в воде, взаимодействовали между собой в течение 10-15 минут. Результаты взаимодействия пациентов с дельфинами, а также эффективность лечебно­ оздоровительной системы в целом оценивали по изменению клинических симптомов заболевания, психофизиологическим тестам и с помощью методики математического анализа сердечного ритма, позволяющей контролировать вегетативный гомеостаз. Оценку проводили до и после курса процедур. Пациенты, проходившие курс лечения по программе дельфинотерапии были разделены на четыре группы. Первую группу составили дети, родители которых пожелали укрепить здоровье ребенка с помощью методики дельфинотерапии или научить ребенка плавать. Во вторую группу вошли дети с симптомами фобии, энуреза, заикания и другими проявлениями детского невроза, в основе которых, как правило, лежали психотравмирующие воздействия или дефекты воспитания. Для пациентов третьей группы были характерны недостаточность, а при аутизме, полное отсутствие речи или нарушение ее в виде повторения слов, местоимений, эмоциональная лабильность. В четвертую группу вошли с нарушением опорно-двигательного аппарата в результате перенесенного заболевания, постіравматического синдрома. Противопоказанием к участию в программе дельфинотерапии были острые инфекционные заболевания, кожные поражения и гидрофобия. В результате предварительной психотерапевтической подготовки почти у всех пациентов удалось получить положительную реакцию на процедуры дельфинотерапии. Анализ результатов процедур по группам выявил, что здоровые дети перед процедурой были скованы, многие боялись воды, дельфина. Доверительное отношение детей к животному позволяло формировать навыки, способствующие обучению ребенка плаванию. Игры с дельфином, положительные эмоции были надежной основой для достижения более полного эффекта от морских процедур, повышающих общую резистентность и укрепляющих организм ребенка. В дальнейшем родители и педагоги отмечали у детей, принимавших сеансы дельфинотерапии, появление новых индивидуально-личностных качеств (доброту, внимание к окружающим, самоконтроль и самодисциплину), что положительно сказывалось на семейном и социальном статусе ребенка. После лечебных процедур с дельфинами многие симптомы, характеризующие заболевания пациентов второй группы, изменялись или переставали проявляться вовсе. Однако, следует отметить, что полного клинического эффекта по разным причинам удавалось достичь не всегда. В таких случаях было рекомендовано лечение повторить. В динамике сеансов дельфинотерапии у 80 % детей третьей группы можно было наблюдать психоэмоциональное возбуждение, попытки произносить слова, выражения. Родители отмечали после процедур с дельфинами у детей спокойный, нормальный по продолжительности сон, появление устойустановками и реакциями на дельфина. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz