Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : тезисы конференции. Мурманск, 2007.

Геология, Геофизика, География Многое еще пока в перспективе. Но завтра лыжный туризм станет еще более разнообразным, эмоциональным, и в этом залог его дальнейшего развития как средства массового активного отдыха, сочетающего в себе познавательный элемент с высокой спортивностью. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ШКОЛ Соснин А.А. Мурманский государственный педагогический университет, кафедра географии г. Мурманск , ул. Коммуны 9 Научный руководитель - к.и.н. доцент Фридкин В.Н. В настоящее время весьма возросла роль США и государств Западной Европы, влияние их на геополитическую обстановку в мире. В связи с этим мы видим, что сами реалии сегодняшней жизни подчеркивают актуальность глубокого изучения классических концепций, а также новых направлений англо-американской и европейской геополитических школ. Прикладная направленность одно из важнейших отличий англо-американской геополитической традиции: оно основано на анализе общей политической культуры и науки англосаксонских стран. Вся группа политических наук — теория политики, политическая социология и психология, теория международных отношений -— имеет в этих странах прикладную ориентацию, что в свою очередь объясняется социокультурными причинами. Другой важной особенностью англо-американской геополитики является атлантистская (или талассократическая) ориентация — развитие концепции «морской силы». Это объясняется географи­ ческими особенностями англосаксонского мира, господствующего «на морях» и опирающегося на силу морского флота. «Морская сила» рассматривается здесь как особый тип цивилизации, наилучший и наиболее эффективный, а потому предназначенный к мировому господству. Таким образом, атлантизм англо-американской геополитики тесно связан с гегемонизмом — идеей превосходства. Именно поэтому в этой геополитической традиции в наибольшей мере получили развитие концепции «мировой державы», «мирового господства», «имперской геостратегии», однополярного мира. Наконец, еще одной особенностью англо-американской геополитической традиции следует назвать доминирование бихевиористской парадигмы — ориентацию на создание поведенческих и статистических моделей распространения геополитических конфликтов и войн. Анализируя основные идеи европейской геополитической школы можно так же выделить ряд особенностей, которые имеют концептуальные отличия от вышеизложенных мнений. Ф. Ратцель излагал свою концепцию мирового геополитического могущества государства через освоение народами новых территорий, захват «жизненного пространства» необходимого для развития. Так же большое значение, по его мнению, имел уровень развития культуры нации, экономическая стабильность, границы государства. Идея «жизненного пространства» была поддержана и развита шведским учёным Р. Челленом, он утверждал, что сила государства есть функция от пяти свойств: территории, хозяйства, народа, общества, власти. Далеко не последнюю роль в его концепции играло общество,. уровень его культурного развития, социальная структура. В более поздних работах учёный выдвинул идею «т{)ёх пространственных факторов», играющих значительную роль в геополитических процессах: расширение (возможность освоения новых территорий на определённом этапе развития нации), территориальная монолитность, свобода перемещения. Мы видим, что представители классической германской геополитической школы ведущее место в своих концепциях отводят нескольким основополагающим идеям - идеи «жизненного пространства», экономической стабильности государства, особому менталитету нации, идеи взаимодействия «моря и суши». Анализируя всё вышеописанное можно сделать вывод: англо-американская геополитическая школа по ряду причин оказалась более эффективной, или, возможно, более подходящей и работающей на конкретных условиях в определённое время, именно эта возможность позволяет идеям атлантизма сегодня влиять на различные геополитические процессы всего мира. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz