Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : тезисы конференции. Мурманск, 2007.

Гуманитарные проблемы естествознания Анализ научной литературы убедил нас в том, что на сегодняшний день не изучена структура досуга в системе образовательного пространства и за его пределами. Тем не менее, национальная доктрина образования одним из условий качества воспитания и обучения выдвигает умение полноценно организовать личностный досуг и досуг в среде студентов. В современных условиях особое значение приобретает компетентность в сфере досуговой деятельности, включая выбор путей и способов использования свободного времени (Звоновский и Луцева, ,2002 г.; Королёв, 2004) Целью нашего исследования стало изучение особенностей организации досуга студентами 1 курса. В проведенном анкетировании приняли участие 116 студентов четырёх факультетов Мурманского государственного педагогического университета. По результатам опроса выделились три группы досуговых занятий: в первую группу вошли досуговые занятия, в которые большая часть респондентов вовлечена чаще, чем раз в неделю. На первом месте по регулярности стоит общение с друзьями. Просмотр телепередач занимает вторую позицию. На третьей позиции - чтение художественной и публицистической литературы, журналов. Проведенный опрос убедил в том, что виды ежемесячных занятий (вторая группа) отличаются большим разнообразием. Можно только сожалеть, что среди студентов занятия физической культурой не вошли в категорию еженедельных, регулярность их по факультетам очень разная. При опросе студентов также выяснилось: реже, чем раз в месяц (третья группа) респонденты посещают кинотеатр, клубы, кафе, дискотеки, спектакли, концерты, слушают музыку. Проанализируем ответы на вопрос «Что препятствует проведению досуга так, как хотелось бы?». Оказалось, что в своих ответах студенты указали разные причины. Большинство - 60 % опрошенных отметили недостаток финансовых средств. Для более, чем половины студентов - 56 %, не остаётся времени для досуга. На личную неорганизованность сослались 23 % респондентов. Отсутствие условий для проведения досуга отметили 7 %. На недостаток информации указали - 21 %. Затруднились ответить на вопрос - 10,5 % респондентов. Анализ ответов на вопрос: «Занятия в каких студиях наиболее привлекательны для вас?» позволил констатировать готовность студентов посещать разнообразные студийные занятия. Особое внимание при опросе мы обратили на занятия физкультурой и спортом во время досуга. Очень незначительное число студентов (29 %) делают зарядку, 30 % пытались делать зарядку, 31 % утверждают о том, что они должны делать зарядку, но не делают. Более 41 % отмечают повышение своей активности в течение последних 6 месяцев обучения в университете, что отрадно. Результаты исследования позволяют высказать следующие соображения. Анализ наших исследований может служить основой для создания позитивно содержательной модели досуга студентов. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛЬНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Сучкова С.С. Мурманский государственный педагогический университет, кафедра биологии г. Мурманск, ул. Коммуны, 9 Научный руководитель - ст. преподаватель Крыштоп В.А. e-mail: kafrio@mspu.edu.ru На современном этапе в начальной школе реализуется множество вариантов начальных курсов естественнонаучного образования. Это и «Окружающий мир», и «Естествознание», и «Природоведение». Многие перечисленные курсы являются частью одной педагогической системы, и тогда учитель не волен выбирать, а вынужден работать с предлагаемыми вариантами. Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Очень сильна направленность учеников данного возраста на внешний мир. В то же время, в младшем школьном возрасте, стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно не проявляется. Младшего школьника затрудняет выделение существенного, главного. Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета. Они замечают в предметах не главное, а то, что ярко выделяется. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz