Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : тезисы конференции. Мурманск, 2007.

Гуманитарные проблемы естествознания Проектная деятельность состоит из нескольких этапов. Подготовительный. На этом этапе происходит осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта, постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задачи. Планирование: построение плана деятельности, обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов, продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции (роли). Практический: исследование, решение отдельных задач, компоновка и т. д., сбор и обработка данных, интерпретация результатов. Аналитический: сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы. Контрольно-коррекционный: анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок. Заключительный: представление содержания работы, обоснование выводов. Мы проводили уроки биологии с использованием метода проектов в гимназии № 8 г. Мурманска. Ученики выполняют монопроекты (по одному предмету) с открытой координацией, это означает, что учитель ненавязчиво направляет работу участников проекта, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта. Примером такого проекта является проект «Здоровье человека зависит от состояния нервной системы». Наше исследование показывает, что такая форма работы повышает интерес к предмету, а также вызывает желание продолжить работу по теме проекта. Так же нами было рассмотрено выполнение проекта в школе № 56. Его отличие от проектов гимназии № 8 заключается в том, что это межпредметный проект. Кроме биологического содержания, он еще включает информацию по истории. Среди участников проектов была проведено анкетирование, результаты которою оказались следующими. На вопрос: «Почему ты решил участвовать в выполнении проекта?» Большинство учеников ответило, что учитель предложил как дополнительное задание, он согласился. Это говорит о том, что ребят еще нужно устремлять, подталкивать к выполнению проектов. Основной трудностью в выполнении проекта является постановка цели и гипотезы. Почти все ребята согласились, что работа над проектом дала им умения, которые понадобятся в дальнейшей жизни. Исходя из результатов проведенного исследования мы пришли к следующим выводам: - проектная деятельность не распространена в учебном процессе в школах г. Мурманска.; - участие в проектной деятельности чаще всего происходит по предложению учителя; - основной трудностью для участников проекта является постановка цели и задач исследования; - участие в проектной деятельности способствует формированию исследовательских навыков учащихся. О ДОСУГЕ СТУДЕНТОВ I КУРСА Попов А.Ю. Мурманский государственный педагогический университет, факультет «Технологии и дизайна» Проблема здоровья будущего педагога напрямую связана с проведением досуга и свободного времени и является одним из ведущих факторов становления профессиональной деятельности. В настоящее время нет чёткого разграничения понятий «досуг» или «свободное время». В «Толковом словаре» русского языка (под редакцией Д.Н. Ушакова), даётся следующая трактовка: «досуг - это время не занятое работой или другим делом», «отдельные моменты свободного времени - промежутки между работой». Научное обоснование досуговой деятельности было сделано В.А.Волковой, которая впервые сформулировала предмет новой научной дисциплины - педагогики досуга и её основных понятий. Р.Н. Азарова определяет: «досуг - как субъективно оцениваемый человеком отрезок времени, как принадлежащий ему и наполняющийся целенаправленной полезной деятельностью». «Свободное время - это объективно существующее время, внутри которого пересекаются различные виды деятельности». Разделение досуга и свободного времени на данном этапе важно для исследователей: если молодёжь не выделяет в своём сознании досуг как деятельность, следовательно, и не организует, и не планирует своё свободное время (Нечаев, 2005) 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz