Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : тезисы конференции. Мурманск, 2007.

Гуманитарные проблемы естествознания Цель данной работы - обосновать значимость проблемы преемственности начального и среднего звена при формировании биологических знаний. Гипотезой данного исследования является следующее предположение. При соблюдении необходимых условий преемственности в начальной и основной школе можно избежать значительного снижения успеваемости у учащихся среднего звена. На первом этапе исследования нами были проанкетированы 26 учеников 5 класса школы № 10 г. Североморска. Цель анкетирования - определение уровня биологических знаний перед началом изучения биологии в среднем звене. Результаты оказались неожиданными. Нами было выявлено большое количество ошибочных биологических знаний, сформированных у учащихся. Так, 70 % учащихся считают, что в пределах г. Североморска обитают бакланы. Около 8 % респондентов считают что бабочка - это птица, а не насекомое. Большинство учащихся (более 50 %) не знают о том, что растения в процессе дыхания поглощают кислород, а не углекислый Для выяснения причин отмеченных результатов были проанализированы действующие учебные программы по дисциплине «Окружающий мир» в начальной школе. В результате анализа данных программ мы пришли к выводу, что большее количество часов уделяется изучению истории, физики, географии, а не биологии. С нашей точки зрения это не целесообразно. Не используется природное любопытство этого возрастного периода, не учитывается го, что в этом возрасте ребенок тянется ко всему живому, любит животных, природу, нет опоры на жизненный опыт маленького ученика. Кроме этого нарушается преемственность биологических знаний, т.е. младшие школьники не получают достаточной информации о живом мире для перехода на следующий этап обучения. Проанализировав содержательную часть основных школьных программ, предлагаемых сегодня, для работы с пятиклассниками, приходим к аналогичным выводам. На изучение биологических объектов выделяется около 20 часов из 68. Эта проблема останется неразрешимой, если не использовать системный подход к ее решению. Такой подход способствует повышению успешности обучения, укреплению здоровья учеников и снижению утомляемости учеников. Системный подход к работе с родителями и педагогами в целях повышения их педагогической и психологической культуры позволяет разрешать и предупреждать возникновение проблем. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Пеккер А.Д. Мурманский государственный педагогический университет, кафедра биологии г. Мурманск, ул. Коммуны, 9 Научныйруководитель: ст. преподаватель Крыштоп В.А. e-mail: kafrio@mspu.edu.ru На данный момент в школе преобладает господство теоретических знаний, что не всегда подразумевает их использование на практике. Проект предполагает в результате продукт, а качество продукта зависит от количества и качества знаний. Таким образом, учащиеся понимают, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Целью нашей работы является: обосновать использование методов проектного обучения на уроках биологии для повышения познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся. Гипотеза: Использование проектной деятельности в основной школе способствует развитию познавательного интереса и исследовательских навыков школьников Для начала представляем главные категории темы. ■ Проект (от лат. брошенный вперед) - 1) план, замысел, 2) разработанный план, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия, 3) предварительный текст какого-либо документа. ■ Проектировать - составлять проект, делать предположения, намечать план. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz