Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : тезисы конференции. Мурманск, 2007.

Гуманитарные проблемы естествознания Мурманской области. На данном сайте в большей степени представлены редкие виды растений, полностью отсутствует или дана не в полном объеме информация по большинству заносных видов. Сайт содержит не достаточное число иллюстраций. Абсолютное большинство расположенных фотографий представляет собой общий план при отсутствии описания многих видов. Имеющийся материал не адаптирован для учащихся школ (6 класса). При разработке содержания нашего сайта мы создавали описание 252 (двухсот пятидесяти двух) видов дикорастущих растений обнаруженных в г. Мурманске. Для каждого вида мы отмечали жизненную форму, особенности строения листьев, стебля, цветка, соцветия, плодов — основные биологические понятия школьного курса биологии, а так же экологических особенностей вида, условий произрастания, роль в биогеоценозах и практическое значение, что является ценным материалом при изучении общей биологии в старших классах. При отборе содержания сайта мы обращали внимание на доступность языка изложения и наглядность описываемых объектов. Так же большое внимание было уделено деталям. Например, при описании пастушьей сумки были рассмотрены такие понятия как гетерофиллия листьев, розеточное расположение листьев, цельные и рассеченные листья, плод —стручок, соцветие —кисть. Так же обсуждалась роль растения в агроценозах. При описании ольхи Кольской были проиллюстрированы следующие понятия цельный лист, пильчатый край листа, мужские и женские цветки и соцветия, редуцированный околоцветник, соцветие - сережка, чечевички, симбиотическая фиксация азота. У мать- и-мачехи отмечены разные категории листьев, стержневая корневая система, соцветие корзинка, язычковый цветок, плод семянка с хохолком. Так же рассмотрены адаптации данного вида к условиям произрастания: особенности фенологического развития, распространение семян, поглощения воды и питательных веществ, вопросы практического значения отдельных видов. Таким образом, описание составлено так, чтобы показать наиболее характерные черты растения и приспособленность к условиям Крайнего Севера и проявлениям города. Сайт может быть использован в рамках школьной программы при изучении разделов: - общее знакомство с растениями; - клеточное строение растений; - органы цветковых растений; - основные процессы жизнедеятельности растений; - основные отделы царства растения; - историческое развитие растительного мира на Земле; - природные сообщества. Кроме того, материалы сайта могут быть использованы для самостоятельных работ учащихся, внеклассной работы, при написании рефератов, решении проблемных задач и выполнении исследовательских работ. ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА В ФОРМИРОВАНИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ Кузнецова Д.Ю. Мурманский государственный педагогический университет, кафедра биологии г. Мурманск, ул. Коммуны, 9 Научныйруководитель - ст. преподаватель Крыиітоп В.А. e-mail: kafrio@mspu.edu.ru Проблема преемственности существует не первый год, и всегда остается актуальной. Открыты экспериментальные площадки, разработаны специальные программы, но создать в рамках каждой школы условия для обеспечения преемственности не всегда удается. В своей работе мы сделали попытку определить основные проблемы преемственности и предложить возможные пути решения. Рассматривая преемственность на «практическом» уровне, обращают внимание на три аспекта: • преемственность в содержании курса; • преемственность в формах и методах работы; • преемственность в требованиях к учащимся. 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz