Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : тезисы конференции. Мурманск, 2007.

Гуманитарные проблемы естествознания Выделение будущего, как части настоящего («постмодерн»=»постсовременность») связано с динамизмом современной эпохи. Требуется отметить, что «временная» составляющая постмодерна раскрывает причины появления «состояния постмодерна». Но, прежде всего, постмодерн - это подход, точка зрения на состояние науки, взаимодействие науки и методологии: «недоверие в отношении метарассказов», это стремление выйти из настоящего, взгляд с точки зрения будущего на современность. Важным в постмодернистских установках становится уход от «легитимации» (термин Ж.-Ф. Лиотара), т. е. оправдания науки с помощью самой себя, с помощью институтов, которые она создает, с помощью философии и, наконец, с помощью государства. Постмодерн в истории совпал с «лингвистическим поворотом». Постмодернистская философия по-новому поставила фундаментальные проблемы гносеологии, связанные с вопросами о субъекте и предмете познания, методах познания и зависимости ученого от общества (государства), а значит - о чистоте выводов научного поиска, следовательно, - об истине в науке. Вопросы эти касаются в контексте рассуждений постмодернистов, не только гуманитарного, но естественнонаучного и математического знания. Тема методологии в постмодернистской философии становится общенаучной и даже, вненаучной. В истории вследствие влияния постмодернистских тенденций произошел уход от единой методологии и вообще от методологии: основной упор делается не на методологию, а, скорее, на метод работы с источником и на сам источник (в широком понимании). Расширяется и поле взаимодействия дисциплин: новая социальная история связана с демографией, социологией, лингвистикой и методами перечисленных наук. Через использование методик, связанных с не гуманитарным (математическим, техническим знанием) выявляется еще одна черта постмодернистской или «постнеклассической» парадигмы: рост связи с негуманитарными науками. Сближаются методологические установки гуманитарного и «негуманитарного» знания: об этом говорит намечающееся взаимодействие исторического знания и синергетики, которая позволит с иных позиций рассмотреть важные для истории вопросы периодизации, общего и частного, повторяющегося и уникального, закономерного и феноменального. Происходит перенос внимания на исторические тексты: на субъект, сознание, текст-в-прошлом. Через влияние постмодерна следует внимание к микроуровню и микроанализу, к фрагментарному, индивидуальному, нетипичному в истории. ГІо-иному должен вести себя и автор текста, и исторического в том числе: рефлексия над содержанием исторических текстов, ведет за собой обязанность рефлексии и над собственной деятельностью. Перечисленные черты, это лишь некоторые тенденции, характерные для взаимосвязи постмодерна и истории, и того своеобразного пограничного во всех смыслах состояния, в котором находится современная история и наука в целом. Хочется отметить, что постмодерн, его установки не может и не должен восприниматься историком (и шире гуманитарием) как методология, как единственно возможная парадигма, через которую следует изучать историю. Если бы это произошло, постмодерн отрицал бы сам себя: потому наряду с постмодернистскими тенденциями продолжают существовать и развиваться «классические» направления в исследовании прошлого человечества. И здесь важно само существование множества различных направлений и наук, плодотворно взаимодействующих между собой и познающих один и тот же феномен - прошлое человечества. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО САЙТА «ФЛОРА ГОРОДА МУРМАНСКА» Кастерина Н.А. Мурманский государственный педагогический университет Научный руководитель - к.б.н. доцент Меньшакова М.Ю. В настоящее время существует недостаток информационных ресурсов по наполнению регионального компонента, не создано ни одного сайта в полной мере описывающего флору г. Мурманска и его окрестностей на языке доступном для использования школьниками. В то же время сильно возрос интерес к применению мультимедийных и Интернет-ресурсов в сфере школьного образования, в связи с этим целью нашей работы является разработка проекта электронного учебно­ методического ресурса. Надо заметить, что в локальной сети Интернет уже существует ряд ресурсов, в частности сайт Мурманского государственного технического университета, на которых частично представлена флора 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz