Высокоширотная ионосфера и магнитосферно-ионосферные связи. Апатиты, 1986.

дающегосявранниевечерниечасывавроральнойзонеи, вероятно, вблизлежа­ щихкнейобластяхполярнойшапки, кветру, имеющемувосточнуюсоставляющую, по-видимому, происходитвболееглубокихобластяхполярнойшапки. Такойпо­ ворответрапоказывают, например, тривектора, расположенныевблизишироты ~80° /6/, дваизкоторыхлежатмеждуI3h иI4h мы иодинмеждуI6h иI7h MLT (рис.46). И, вдополнениексказанному, вдвухвечернихэкспериментах7 марта 1977 г. и 23 февраля1979 г. одновременноснейтральнымиоблаками (49 и54, рис. 46) создавалисьоблака Ва+ . Облако, образованное 23 февраляв MLT практическиприспокойномгеомагнитномполе, двигалосьснебольшойскоростью примернонагеомагнитныйвосток(V ^ 59 м/с, ѵ сг 9 м/с). 7 мартав У і m О U П . М е р 20“53ш MLT.T.e. вболеепозднеевремя, чем 21 марта, облакоВа двигалось примернонаюг (ѵзон— 35 м/с, Ѵмер -114 м/с). В этихобоихслучаяхобла­ каВа+ , образованныеприву< 0, двигалисьвсогласииснаправлениемдвиже­ нияионов, котороеследуетизмоделиконвекции(рис.46) длясоответствующих моментоввремени(безсмещенияна3 ч). Рассмотримвекторыветра, относящиесякшироте74° иинтервалувремени I9h-20h30m MLT(рис.4а,б). Всеони, кромеодного, направленыкюго-западу. Учитывая, чтокартинаконвекции, описываемаямоделью/7/, являетсясредне­ статистической, можнополагать, чтовсевекторы, лежащиевуказанномвремен­ номинтервале, относятсякнижнейчастизападнойячейкиконвекции, гдеионы движутсякэкватору. Этовбольшеймереотноситсяквекторамветра, получен­ нымприBy > 0 (векторысострелкаминарис.4а). Втакомслучаеюго-западное направлениеветра, по-видимому, можнообъяснитьсовместнымвоздействиемна поток, устанавливающийсяврезультатенагреваатмосферыСолнцем, силионного торможенияиКориолиса. Скоростиветра, обозначенныевекторамиII и37, по­ лученывнесколькоболеепозднеевечернеевремя. Онинаправленыкэкватору. Потоквоздухамогбытьобусловленпребываниемвоздушноймассывобластикон­ векции, гдеионыперемещаютсяпреимущественноввосточномнаправлении. Такая ситуациядействительномоглаиметьместо. Изрисунка46, гдевекторыII и37 показанывместесмодельюконвекциидляву< 0, видно, чтовекторыII и37 лежатвобласти, гдеионыначинаютизменятьсвоенаправлениедвиженияот восточногокюжному. ПриэтомвслучаеII /Ву-составляющаяММПвтечение3-х часовдоэкспериментабыла< 0; дляслучая37 данныховунеимелось. Несмотрянато, что, по-видимому, преобладающуюрольвформировании ветраввечерниечасымоглиигратьсилыионноготорможения, определенный вкладмогсоздаватьсяилокальнымиградиентамидавления, связаннымиснагре­ вомтермосферывавроральномовале/5/. Таккакизмеренияветранадо.Хейса вечеромвбольшинствеслучаевосуществлялисьвблизиприполюснойграницыова­ ла, разогреввобластивосточногоэлектроджетаизаполуночнымразрывомХа- рангамогдаватьвкладвсоставляющиеветра, направленныексеверувболее ранниевечерниечасыикзападувболеепоздниевечерниечасы. Этим,вероятно, могли, например, объяснятьсябольшиескоростиветравслучаях4 и41 (рис.4а,6), когдазападныйэлектроджетподходилблизкоко.Хейсаинамагни­ тограммахотмечалисьзначительныеотрицательныевозмущениягоризонтальной соотавляющеймагнитногополя. Такимобразом, можнозаключить, чтокартинаветра, характернаядляин­ тервалавысот150-180 кмиинвариантнойшироты 74°, хорошовписываетсяв картинуветра, построеннуювработе/6/. Отклонениявнаправленииветра, на­ блюдающегосявдневныеивечерниечасыпривозмущенноммагнитномполе,по сравнениюсветром, обусловленнымсолнечнымнагревомтермосферы, могутбыть объясненытакже, какивработе/6/, совместнымвлияниемсилионноготор- 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz