Успенский, М. В. Полярные сияния и рассеяние радиоволн / Успенский М. В., Старков Г. В. ; ред.: Л. С. Евлашин ; Акад. наук СССР, Кол. фил. им. С. М. Кирова, Поляр. геофиз. ин-т. – Ленинград : Наука, 1987. – 242 с.

w 80 120 160 в ,° Рис. 6 . 6 . Статистика данных [210] по зависимости интенсивности сигнала Р от ази­ мутального, дрейфового угла 0 и фазовой скорости дрейфа неоднородностей ир/1. Азимутальные углы вблизи 0 соответствуют восточному электроджету вечером, а углы вблизи 180° — западному, утром. т. е. скорость дрейфа меньше ионно- акустической. В лит ературе нет однозначного объяснения этого эффект а , хотя отмечаются факторы, которые могли бы этому способствовать. Суще с твование тонкой структуры тока, не ра зрешимой р а д а р ами [98] , могло бы созда ть обла сти с повышенным полем [489] , хотя среднее поле ос т ава ло сь бы низким. Если с труктура тока одинакова утром и вечером, то при некотором пониженном электрическом поле утренние сигналы д олжны быть интенсивнее. Это следует из фа кт а , что вечером поле и концентрация обычно варьируют в своих прос транс твенных изменениях в противофа з е, а утром, наоборот, в фа з е [225]. Дейс твит ельно, утренние сигналы интенсивнее вечерних, v d> 2 5 0 м / с . Еще одной причиной возникно ­ вения ра с с еяния при низких скорос тях др ейфа неоднородностей, вероятно, могут быть нейтральные ветры и неоднородности т урбу ­ лентного происхождения. Андрэ [210, 211] отмечает, что при низких скорос тях дрейфа уменьша е т ся д р ейфов а я , а з иму т а л ь н а я анизотропия . При v d~ — 100 м / с она не пре выша е т 5 дБ. Этот факт ра с сма трива е т ся как пр ев алир ующе е влияние градиентно - дрейфовых механизмов в формиро ва нии неоднородностей в т аких условиях. Напомним, однако, что с уменьшением скорос ти дре йфа имеет место прогрес ­ сирующее уменьшение ст атис тики данных рис. 6.6. Именно на этом учас тке на б люд а е т с я я в н а я т енденция прямой зависимос ти между электрическим полем ( скорос тью дрейфа неоднородностей) и амплитудой сигна ла . Автор работ [210, 211] не дае т объяснения этой з а кономернос ти . По- видимому, главной причиной роста а м ­ плитуды с и г н а л а и поля яв ля е т с я согласованный рост скорости 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz