Технические средства и программное обеспечение систем автоматизации научных исследований в геофизике / Акад. наук СССР, Кол. фил. им. С. М. Кирова, Поляр. геофиз. ин-т. – Апатиты : [б. и.], 1982. – 124 с.

Основные технические характеристики приемно-измерительного СДВ-комплекса ПРИ следующие: 1 ) рабочие частоты - фиксированные (1 0 .2 , Ц 1 / 3 , 13 .6 , 16 .0 , 16 .4 , 17 .8 , 19 .0 кГц); 2 ) полоса пропускания приемников —2 0 - 3 0 Гц по уровню 3 дБ; 3 ) чувствительность приемников - не хуже 0 .2 мкВ при отно­ шении с/ш на выходе 10 дБ в полосе пропускания приемников; 4 ) коэффициент усиления приемников — регулируемый ступенями по 6 дБ - от ~ 6 0 до ~ 120 дБ; 5 ) средняя нестабильность коэффициентов усиления трактов измерения амплитуды ~ 0 .5% / 1 °С ; 6 ) температурная нестабильность по трактам измерения фазы - ( 0 . 1 0 - 0 . 2 0 ) мкс/1°С ; 7 ) время накопления системы ФАПЧ в режиме приема немоду- лированных сигналов до 10 с; 8 ) среднеквадратическая ошибка отслеживания фазы при отно­ шении с/ш £ 0 .5 в полосе пропускания приемников не более 0 .6 мкс. Вся аппаратура выполнена на транзисторах и интегральных мик­ росхемах и находится в экранированном помещении, температура в котором поддерживается примерно постоянной с помощью системы кондиционирования воздуха. На рисунке 2 представлена схема трасс, на которых в ПГИ про­ водятся СДВ-измерения (система координат геомагнитная). Р е зу л ь ­ таты наблюдений используются для получения информации о статисти­ ческих параметрах фазы и амплитуды и их зависимости от факторов геофизического характера. К сожалению, в СДВ-диапазоне современ­ ный уровень знаний по этому вопросу далек от желаемого. В Совет­ ском Союзе теоретические и экспериментальные исследования флук­ туаций СДВ-сигналов впервые, вероятно, были выполнены и опубли­ кованы группой сотрудников ИРЭ АН УССР /5,6/. Однако практи­ чески во всех известных к настоящему времени работах измерения проводились на трассах низких и средних широт. Для области высо­ ких широт подобных работ, известных широкому кругу специалистов, нет, хотя именно здесь указанные исследования приобретают особое значение, так как за счет резких изменений геофизической обста­ новки условия распространения СДВ могут меняться самым неожи­ данным образом. Для прогнозирования величин погрешностей в фазовых навига­ ционных системах, а также для создания стохастической модели высокоширотного СДВ-волновода необходимо проведение корреляци­ онного анализа на пространственно- и частотно—разнесенных трас­ сах в разной геофизической обстановке. Методы корреляционного анализа в настоящее время хорошо изучены и широко используются при исследовании случайных процессов в самых различных областях знаний. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz