Технические средства и программное обеспечение систем автоматизации научных исследований в геофизике / Акад. наук СССР, Кол. фил. им. С. М. Кирова, Поляр. геофиз. ин-т. – Апатиты : [б. и.], 1982. – 124 с.
Основные технические характеристики приемно-измерительного СДВ-комплекса ПРИ следующие: 1 ) рабочие частоты - фиксированные (1 0 .2 , Ц 1 / 3 , 13 .6 , 16 .0 , 16 .4 , 17 .8 , 19 .0 кГц); 2 ) полоса пропускания приемников —2 0 - 3 0 Гц по уровню 3 дБ; 3 ) чувствительность приемников - не хуже 0 .2 мкВ при отно шении с/ш на выходе 10 дБ в полосе пропускания приемников; 4 ) коэффициент усиления приемников — регулируемый ступенями по 6 дБ - от ~ 6 0 до ~ 120 дБ; 5 ) средняя нестабильность коэффициентов усиления трактов измерения амплитуды ~ 0 .5% / 1 °С ; 6 ) температурная нестабильность по трактам измерения фазы - ( 0 . 1 0 - 0 . 2 0 ) мкс/1°С ; 7 ) время накопления системы ФАПЧ в режиме приема немоду- лированных сигналов до 10 с; 8 ) среднеквадратическая ошибка отслеживания фазы при отно шении с/ш £ 0 .5 в полосе пропускания приемников не более 0 .6 мкс. Вся аппаратура выполнена на транзисторах и интегральных мик росхемах и находится в экранированном помещении, температура в котором поддерживается примерно постоянной с помощью системы кондиционирования воздуха. На рисунке 2 представлена схема трасс, на которых в ПГИ про водятся СДВ-измерения (система координат геомагнитная). Р е зу л ь таты наблюдений используются для получения информации о статисти ческих параметрах фазы и амплитуды и их зависимости от факторов геофизического характера. К сожалению, в СДВ-диапазоне современ ный уровень знаний по этому вопросу далек от желаемого. В Совет ском Союзе теоретические и экспериментальные исследования флук туаций СДВ-сигналов впервые, вероятно, были выполнены и опубли кованы группой сотрудников ИРЭ АН УССР /5,6/. Однако практи чески во всех известных к настоящему времени работах измерения проводились на трассах низких и средних широт. Для области высо ких широт подобных работ, известных широкому кругу специалистов, нет, хотя именно здесь указанные исследования приобретают особое значение, так как за счет резких изменений геофизической обста новки условия распространения СДВ могут меняться самым неожи данным образом. Для прогнозирования величин погрешностей в фазовых навига ционных системах, а также для создания стохастической модели высокоширотного СДВ-волновода необходимо проведение корреляци онного анализа на пространственно- и частотно—разнесенных трас сах в разной геофизической обстановке. Методы корреляционного анализа в настоящее время хорошо изучены и широко используются при исследовании случайных процессов в самых различных областях знаний. 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz