Спутник экскурсанта по Карело-Мурманскому краю :иллюстрированное издание Дорожного экскурсионного бюро Мурманской жел. дор. : с приложением основных маршрутов экскурсий, краткого краеведческого очерка, географической карты и всех необходимых для экскурсантов справочных материалов и сведений / под ред. В. К. Звенева. – Петрозаводск : [б. и.], 1925 (Типо-литогр. Мурманской жел. дор.). - 66, [1] с. : ил., карты.

54 Недостроенная дорога—тяжкое Премя для государства, не оправившегося еще от поенных потрясений и блокады, но государственная мысль уже ясно учитывает, что мо- жет дать дорога и для прорезываемого ею края и для страны. На основании вновь произведенных Мурманской до­ рогой при содействий научных учреждении обследовании, суммировавших, освеживших и дополнивших все, что знали о крае, выяснены его ресеурсы и те причины, ко­ торые препятствуют их развитию. Згой работой установ­ лена значительная важность для государства естественных богаств края, расположенных к том\ же в районе мощ­ ных скоплений белого угля, запасы которого только вблизи района дороги достигают 800000 лош. сил (Надвойцы, Кемь, Нива, Тулома и друг.). Подтверждены вновь коммерческие выгоды Мурман­ ского порта, расстояние от которого до главнейших пор­ тов Америки, Англии и северных стран значительно ко­ роче, чем от всех других русских портов. Осенью 22 года Правление подвело итог всем произ­ веденным обследовательским работам. В этих итогах до­ казательно установлено, что развитие производительных сил края тормозится отсутствием дорог, соединяющих ме­ стонахождения богатств края с вновь построенной доро­ гой, и острым недостатком рабочих рук для их использо­ вания, вследствие крайне незначительной плотности насе­ ления (в общем значительно меньшей, к северу от бере­ гов Онежского озера. 1 чел. на 1 кв. километр). Выяви­ лась и государственная роль Мурманской дороги, которая в достроенном виде явится коммерчески доходной маги­ стралью для прямого международного сообщения. Эти положения, поддержанные всеми научными уч­ реждениями Союза Республик, работавшими по Северу, представлены Центральной власти, в результате чего, по­ становлением Совета Труда и Обороны от 25 мая 1923 года, Мурманской железной дороге было предоставлено, к северу от находящегося вблизи ст. М.-Гора раз*езда Уницы, 3389016 гектаров лесной площади, доходы с ко-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz