Спутник экскурсанта по Карело-Мурманскому краю :иллюстрированное издание Дорожного экскурсионного бюро Мурманской жел. дор. : с приложением основных маршрутов экскурсий, краткого краеведческого очерка, географической карты и всех необходимых для экскурсантов справочных материалов и сведений / под ред. В. К. Звенева. – Петрозаводск : [б. и.], 1925 (Типо-литогр. Мурманской жел. дор.). - 66, [1] с. : ил., карты.
К о л о н и з а ц и я в районе Мурманской жел. дор. Колонизация Карело-Мурманского Края начинается, приблизительно, в начале XIII века. В поисках пушного зверя, рыбных ловов, меди, слюды и жемчуга новгородцы проникают не только на побережье Белого моря, но доходят и до Кольского залива. В результате этих походов основываются города Кемь и Кола, такие большие поморские села, как Сорока, Канда лакша и др. Государственная власть впервые обращает серьезное внимание на крап в эпоху Петра Первого—начинается разработка руд, главным образом, железных—и строится в Петрозаводске завод для их переработки. Отсутствие до статочного количества рабочих рук и полное отсутствие путей сообщения не позволили достигнуть здесь значи тельных результатов и вскоре правительство переносит центр работ на Урал. Только в 90-х годах прошлого столетия опять выя вился интерес к Мурману в связи с выбором места для постройки главнейшего русского военного порта. Резуль таты обследований показали, что незамерзающий порт на Мущхане может стать прочной базой военно-морского мо гущества страны. Но интересы государственного порядка в конечном итоге не восторжествовали, и главным портом стала Лнбава. Мурманская дорога построена во время воины и для воины н передана в эксилоатацию на 70°/° недостроенной. За войной последовали годы белой оккупации—и край и дорога целиком возвращаются СССР только в мае 1920 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz