Северная экскурсия : Кольский полуостров / под ред. А. А. Полканова. - Ленинград ; Москва : ОНТИ НКТП СССР, Главная редакция геолого-разведочной и геодезической литературы, 1937. - 123 с., [1] л. карт., [2] л. ил. : ил. - (Международный геологический конгресс ; 1937, 17 сессия).

Мурманский oicpyi Ленинградской области 9 ралъных удобрении. Апатиты являются сырьем для разви­ тия советской химии. Мурман располагает миллиардами топн железной руды, . алюминиевого, медпо-никелевого и других видов сырья. Запасы редких элементов па Мурмапе огромны. Огнеупоры, абразивы, керамическое сырье, нако­ нец, отходы производства и еще многие и многие, частью недостаточно изученные, частью еще не исследованные ископаемые ресурсы сосредоточены в недрах Кольского полуострова. Ископаемые ресурсы Мурмапа счастливо сочетаютзя с местной гидроэнергобазой крупнейшего масштаба. Энерго­ емкие производства, транспорт, коммунальные предприятия располагают необходимым количеством энергии, так как не только уже построены Мурманская и Кировская ТЭЦ (теплоэлектроцентраль), по и первая очередь мощных гидро­ электростанций на pp. Ниве и Туломе — наиболее север­ ной из всех гидроэлектростанций. Бурный рост рыбного, горнозаводского Мурмана пробу­ дил п потянул за собой ряд других отраслей хозяйства. Во второе пятилетие удвоился объем лесозтготовок, про­ дукция лесообрабатывающей промышленности утроилась, в 15 раз выросла металлообработка, в 75 раз — продукция деревянного судостроения. Запово возникли кирпичные заводы, эксплоатадия ме­ стных стройматериалов и т. д. Структура хозяйства п распределение паселепия Мур­ мана весьма своеообразны. По удельному весу в хозяйстве округа промышленность занимает 98% , и 75°/0 населения является городским. Капиталовложения за 5 лет превысили нолмпллпарда рублей. Рыбная промышленность дает около 40°/0 стоимости валовой продукции. На втором месте стоит быстро разви­ вающаяся горно-химическая, далее лесная промышленность и т. д. В округе доминирует промышленность союзного зна­ чения. Добыча рыбы с 1930 г. учетверилась, добыча апа­ тита удесятерилась. Крупнейшую реконструкцию пережил железнодорожный транспорт района. В современной мощной, благоустроен­ ной, доходной Кировской дороге нельзя узнать ее прооб

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz