Распространение радиоволн в авроральной ионосфере : сборник научных трудов / под ред. Н. А. Горохова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Поляр. геофиз. ин-т. – Апатиты : [б. и.], 1992. – 130 с.

Рис.1. Блок-схема ЛЧМ-ионозонда. Пространственная корреляция МНЧ и ННЧ дпя трасс различной протяжен­ ности и азимутальной ориентации. В мае 1990 г. были проведены эксперимен­ ты на односкачковых трассах Душанбе-Йошкар-Ола, Душанбе-Киев,. ориентиро­ ванных в основном по долготе. Первая имела протяженность 2.5, а вторая 3.25 АЛм. Расстояние между приемными пунктами составляло 1.4 Мм. Двухскачковые трассы Хабаровск-Йошкар-Ола и Хабаровск-Киев ориенти­ рованы по широте и имеют протяженность 5.8 и 7.2 Мм соответственно. Экс­ перименты на них проводились в феврале и апреле 1990 г. На рис. 2,3 представлены суточные зависимости разности частот в двух приемных пунктах A f f _ f д для ННЧ и МНЧ мод 1F 2 и 2F 2 соответственно дпя трасс Душанбе-Киев и Душанбе-Йошкар-Ола. В период времени 07 .00 -23 .00 мкс МНЧ для всех мод на трассе Душанбе-Киев выше, чем на трассе Душанбе-Йошкар-Ола. При одинаковой освещенности трасс это связано с различной протяженностью радиолиний. В переходное время суток 04 .00 -07 .00 мкс превалирует влияние различной освещенности радиотрасс. При этом МНЧ на трассе Душанбе-Йошкар-Ола, смещенной к востоку, выше, чем на трассе Душанбе-Киев. На рис. 4,5 приведены гистограммы распределений Д f для этих трасс. Распределения Д f смещены в сторону положительных значений. Для моды 1 Р 2 разброс значений Д f ^НЧ больше, чем дпя Д f м^Ч ' Характерная ширина распределения Д f ННЧ составляет ~ 2 МГц, а A f МНЧ ~ 1 МГц медианное значение A f ]_[НЧ ~ МГц, а A f МНЧ ~ 1 МГц. Дпя моды 2 F 2 разброс значений существенно меньше. Распределения A f и A f близки между собой. Медианное зна­ чение A f составляет 0 .8 МГц, характерная ширина распределений ~ 0 .8 МГц. По результатам одновременного зондирования на двух трассах были по­ строены прямые регрессии дпя МНЧ и ННЧ различных мод, а также определе­ на величина коэффициента корреляции изменения этих параметров трасс, что позволяет прогнозировать их значения для одной из трасс по измеренным зна­ чениям для другой. Коэффициент пространственной корреляции р МНЧ моды 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz