Распространение радиоволн километрового диапазона : [сборник статей] / Акад. наук СССР, Кол. фил. им. С. М. Кирова, Поляр. геофиз. ин-т ; [редкол.: М. И. Белоглазов (отв. ред.) и др.]. – Апатиты : Кольский филиал АН СССР, 1987. - 130 с.

диоволы, основаноенарезультатахизмерениянапряженностиполя. Ввидуоб­ ширностипространствКрайнегоСевераи, следовательно, большойпротяженнос­ титрассдляизмерениянапряженностиполяиспользовалисьимпульсныесигналы типаРНС"Лоран-С" Первичнаяобработкасигналоввприемномустройствеоргани­ зованатакимобразом, чтодляизмеренияиспользуетсяпереднийфронтимпуль­ са, чемисключаетсявлияниекарезультатизмерениясигналов, отраженныхот ионосферыдорасстоянияпорядкаI000-I20Q км. Вкачествеприемногоустройстваиспользовантиповойприемоиидикатор типаA-7IX, перестроенныйтакимобразом, чтохарактернаяточка, покоторой регистрируетсяамплитудачастотызаполнения, формируетсянауровне26? от максимумаимпульса. Такоесмещениеточкиизмерениякначалуимпульсаобеспе­ чиваетзаметноеослаблениевлиянияотраженныхсигналов, сохраняяприэтом вдопустимыхпределахсоотношениесигнал-шум, посколькууровеньпомехввы­ сокихширотахневелик. Сигналысвыходалинейнойчастиусилительноготрактаприемоиндикатора регистрировалисьлибоспомощьюосциллографа, либоцифровогоизмерителяам­ плитудотдельныхполупериодовнесущейчастотысигнала(разработкаиизгото­ влениеНовгородскогополитехническогоинститута). Дляобеспечениядинамиче­ скогодиапазонатрактапринеизменныхкоэффициентеусиленияивыходномнап­ ряжениинавходеприемоиндикатораустановленемкостныйуправляемыйаттенюа­ тор. Дляуправленияаттенюаторомиспользуютсяизмерительныеимпульсыследя­ щихсистемприемоиндикатора, чтообеспечивает возможностьвыборочногоосла­ блениясигналовлюбойизтрехработающих станцийвпределахотОдо60 дБ. Применениеемкостнойсхемыаттенюатораисключаетпаразитныефазовыесдвиги вовсем диапазонекоэффициентовослабления. Коэффициентусиленияприемного трактаиселективныйаттенюаторпрокалиброваны. Действующаявысотаантенны определяласьрасчетнымпутемиоцениваласьэкспериментальноопогрешностью порядка50 %. Измерительныйкомплексустановленнасамолетеиобеспечивает измерениеотносительныхуровнейоигналовспогрешностью6-8?, определенной вреальных условиях, втомчислеисучетомфлуктуацийпараметровизлучае­ мыхсигналов. Дляопределениярасстояниядоисточниковиспользовалисьдальномерные иразностно-дальномерныеотсчетыприемоиндикаторов, регистрируемыеодновре­ меннооизмерениемамплитуд. Стабильностьчастотыопорногостандартачастоты обеспечиваетпогрешностьизмерениярасстояний, дажебезучеталинейногоухо­ дафазы, лежащуювпределах1-3 км. Измеренияуровнейсигналовтрехстанцийпроводилиоьвдольпрямолинейных маршрутовприпостояннойвысотеполета, котораяизменяласьотполетакполе­ туот5 до8 тыс. м. Отсчетыснималисьдискретно g интерваломпорасотоянию 80-100 км. Вначалеиконцекаждогополетаделалиськонтрольныеизмеренияв опорнойточкенастоянкесамолета. Тамжепроводиласьначальнаяустановка дальномерныхотсчетов. Длядвухтрасс, соединяющихпередающиестанции, мето­ домквазидальномераизмерялисьзадержкиоигналов. Дляопределенияэффективныхэлектрическихсвойотвподстилающейповерх­ ностииспользовалисьоднородныеучасткитрасс, которыеопределялисьлибопо визуальнойграницесуша—море, либопозаметномунарушениюмонотонностииз­ менениянапряженностиполя. Результатыизмеренийнатакихучасткахнормиро­ валисьнаусредненныезначениянапряженностейполявначальныхточкахмарш­ рута, удаленныхотнередащихстанцийнеболе чемна30-40 км. Нормирован­ ныерезультатыизмеренийобрабатывалисьметодомнаименьшихквадратоввпред­ положенииоднороднойсферическоймоделиподстилающейповерхности. Длятрас типасуша-мореиспользоваласькусочно-однороднаямодельвприближенииМил­ лингтона. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz