Проблемы арктического региона : тезисы докладов XVI международной научной конференции студентов и аспирантов (Мурманск, 16 мая 2017) / ред.: С. М. Черняков, А. А. Мочалов.– Апатиты : КНЦ РАН, 2017. – 133 с.

Проблемы Арктического региона наш опыт, географические знания являются одними из наиболее востребованных в деятельности экологов на производстве. Поэтому в нашем исследовании оценка географической компетентности рассматривается не только как способ проверки географических знаний, но и как метод оценки ее составляющих- компетенций, формируемых за счет дисциплин образовательной области «география» [ 2 ]. Ключевыми задачами для исследования являлось обоснование необходимости внедрения системы оценки географической компетентности в образовательный процесс подготовки будущих экологов, анализ образовательной программы подготовки студентов по направлению «Экология и природопользование», выделение ключевых компетенций, влияющих на формирование географической компетентности, а также создание методических рекомендаций по формированию и оценке рассматриваемой компетентности. Основываясь на наборе дисциплин, было составлено проверочное задание для выявления уровня географической грамотности. Анализ результатов проверки позволил выявить ключевые компетенции, имеющие наибольший «вес» для формирования рассматриваемой компетентности. На основании проделанной работы можно более рационально выбрать и включить в проверочную работу 7 необходимые оценочные средства для отслеживания и определения уровня сформированное™ географической компетентности. Также был проведен сравнительный анализ аналогичной образовательной про 1 раммы подготовки бакалавров-экологов Российского университета дружбы народов. Сравнение образовательных программ ВУЗов дает возможность корректировки как рабочего учебного плана с целью повышения эффективности обучения, так и создания эффективной методической базы для составления рабочей программы дисциплин естественно научного цикла, тем самым повышая качество получаемого образования в условиях развития Арктического региона. Литература 1. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Под ред. Курнешовой Л. Е. // Серия: «Оценка качества образования» - М.: Московский центр качества образования. 2008. - 96 с. 2. Локшина Л.М. Современные задачи повышения географической грамотности и пути их решения [Электронный ресурс] / Локшина // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы X IX Международной научно-практической конференции / Науч.инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». - М.: Изд-во «Институт стратегиче- ских исследований», 2014. - 144 с. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/ilem .asp?id=23315621. Векторы расширения образовательного пространства детей арктических улусов Республики Саха (Якутия) А.Ю. Санникова. Л.А. Павлова Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», vp lavrova@ mail.ru Республика Саха (Якутия) является одним из крупных регионов расселения аборигенных народов Севера - эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган. В арктических улусах республики под влиянием глубоких социально-экономических и общественно-политических преобразований, в частности, в связи с переходом к новым формам хозяйствования и интенсивного освоения тундровых и лесотундровых зон, сохраняется кочевой и полукочевой образ жизни коренных народов. Этим объясняется появление многих мобильных поселений, родовых общин, в структуру которых входит и кочевая школа. Расширение образовательного пространства, возрождение национальной культуры невозможно без решения проблемы преемственности культурного наследия наших предков. У народов Севера издавна сложилась своеобразная по содержанию, формам и методам системы народной педагогики. Она способствовала коренным народам сохранить и воспроизводить себя из поколения в поколение в экстремальных условиях Крайнего Севера. История развития любого этноса, большого или малочисленного народа предполагает знание, прежде всего сущности традиций народного воспитания. Народное воспитание, проверенное практикой самобытной жизни и деятельности народов Севера, стало естественной и общественной потребностью их выживания и развития как этноса. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умения и закалка потребуются им в любой сфере деятельности, а для жителей арктических районов Республики Саха (Якутия) - эти навыки тесно связаны с вековой борьбой человека за существование и продолжение своего рода. Вот почему трудовой элем ент в школьном воспитании с давних времен выступает как существенная педагогическая тенденция. В современных условиях развития образования остается актуальным сохранение молодежи на местах, т.е. в северных районах, а также их занятость. Примечательно, что на IV М еждународном арктическом форуме «Арктика - территория диалога», проходившем в Архангельске, представители пяти регионов подписали 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz