Проблемы арктического региона : тезисы докладов XVI международной научной конференции студентов и аспирантов (Мурманск, 16 мая 2017) / ред.: С. М. Черняков, А. А. Мочалов.– Апатиты : КНЦ РАН, 2017. – 133 с.

Тема Арктики как региональный компонент в гражданско-патриотическом воспитании учащихся Мурманской области Н.А. Багров ( Мурманский арктический государственный университет, nikit201 @ rambler, ru) Проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи сегодня весьма актуальна. В современных реалиях особо значимой является задача консолидации общества, в основе которой лежат демократические ценности, гражданский патриотизм. Педагогическая теория и практика уделяет достаточное большое внимание проблеме гражданско- патриотического воспитания молодежи. Для формирования у подрастающего поколения социально значимых ценностей в образовательный процесс должен быть включен и рег иональный компонент. Особым компонентом граждане ко-патриотического воспитания должна стать тема Арктики. Арктика является актуальным региональным компонентом в гражданско-патриотическом воспитании учащихся Мурманской области, поскольку, возможно, именно подрастающее поколение будет заниматься развитием арктического региона. Именно поэтому очень важно сформировать у северных школьников стойкую гражданскую позицию, которая предполагает, что ученик гордится территорией, на которой живет, будет защищать и беречь ее природу и целостность. Тема Арктики должна стать неотъемлемой частью учебного процесса заполярных школьников. Основные направления, которые могут способствовать повышению эффективности воспитания чувства патриотизма у учащихся с помощью темы Арктики: 1 ) усилить воспитательный акцент в преподавании общественных и гуманитарных дисциплин через обогащение их научно-мировоззренческого потенциала сведениями об Арктике; 2) целенаправленно использовать конкретный материал регионального компонента (темы Арктики), который будет побуждать учащихся осмысливать базовые мировоззренческие проблемы; 3) активизация многообразных форм внеурочной деятельности по темам, связанным с Арктикой (проекты, исследования и т.д.); 4) применять активные формы работы: дискуссии, беседы и т.д. Формирование профессиональных компетенций бакалавров-жологов на основе применения ситуационных задач регионального содержания С.И. Евстафьева (Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, 6.0991 @ mail.ru ) В связи с тем, что в современном образовании ведущим является компетентностный подход, в высшем образовании необходимо правильно отбирать формы и средства формирования компетенций. Кроме того, при подготовке бакалавров естественно-научного направления, в частности, экологов, необходимо учитывать региональный компонент. Ситуационные задачи относятся к активным методам обучения и благодаря своей структуре обладают потенциалом для формирования профессиональных компетенций в соответствии с содержанием учебных дисциплин и региональным компонентом. Целью исследования было разработать систему ситуационных задач регионального содержания и проверить ее эффективность для формирования профессиональных компетенций бакалавров-экологов. Гипотеза исследования - формирование профессиональных компетенций бакалавров-экологов в процессе изучения дисциплин будет эффективным, если: выявить проблемы формирования компетенций в образовательном процессе бакалавров-экологов; разработать систему формирования профессиональных компетенций бакалавров-экологов, организационную основу которой составляет комплекс ситуационных задач с критериально-оценочным аппаратом; доказать эффективность разработанной системы формирования предметных компетенций. Объектом исследования был процесс профессиональной подготовки бакалавров направления «Экология и природопользование» МАГУ , предметом - формирование профессиональных компетенций бакалавров- экологов на основе применения ситуационных задач. В ходе исследования применялись такие методы, как анкетирование, количественный и качественный анализ, статистические методы. Целевой группой исследования были бакалавры-экологи третьего и четвертого курсов - 22 человека. На констатирующем этапе эксперимента был проведен анализ образовательной программы бакалавров- экологов, а также анализ технологических карт по изученным дисциплинам. Анализ рабочих программ дисциплин, обязательных для изучения в базовой и вариативной части, показал, что применение современных средств текущего и итогового контроля, осуществляется недостаточно эффективно: ведущей Проблемы образования в Арктическом регионе 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz