Проблемы арктического региона : тезисы докладов XVI международной научной конференции студентов и аспирантов (Мурманск, 16 мая 2017) / ред.: С. М. Черняков, А. А. Мочалов.– Апатиты : КНЦ РАН, 2017. – 133 с.
этап - интерпретация полученных групп с целью создания более подходящ ей атмосферы для обучения, го есть дифференциации интересов и учёта возможных проблем у отдельных обучающихся. Первая программа, считывающая данных со страниц Вконтакте, реали зована на языке Python в W eb- оболочке среды Jupyter. Ввод и вывод данных осуществляется в режиме консоли с сохранением в текстовый файл. Работа с анкетой осуществляется с помощью технологии Google Form s с экспортом результатов в формате XLS. Соответствующий файл поступает на вход второй программы , реализованной в среде математического программирования SciLab. Данная программа использует методы интеллектуального анализа данных: метод главных компонент для уменьшения размерности признаковых векторов, составленных по упомянутым рангам для каждого абитуриента, и метод К -средних для формирования кластеров пользователей, то есть групп. Интерпретация групп предполагается вне программных средств. Для проведения вычислительных экспериментов была выбрана специальность «Прикладная м атем атика и информатика», а респонденты - школьники из Мурманской области, согласившиеся поучаствовать в эксперименте. Основными результатами являются два программных средства: для квантификации страниц Вконтакте по заданным критериям и группировки (кластеризации) анкетных данных пользователей. П ерспективы разработки - расширение функционала созданных программ и формирование самодостаточной информационной системы профориентации школьников. Использование прикладных математических пакетов для разработки современных электронных образовательных ресурсов А.А. Лиштван, B.C. Кацуба Мурманский государственный технический университет, lis h tv a n .a n a sta sia @gm a il.c o m Вместе с прогрессирующим развитием информационных систем меняются методы и подходы к их использованию в образовательном процессе. Объем самостоятельной работы учащ егося становится все больше, возрастает значимость автономности обучения. Информационные технологии вы ступ аю т основой для разработки электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые способствую т более качественному и быстрому освоеншо материала студентами, а также формированию исследовательских навыков. В ходе разработки электронного образовательного ресурса для дисциплины «М атематический анали з» была поставлена задача реализации программного средства для решения задач на составление уравн ения и построение касательной плоскости и нормали к поверхности в ее заданной точке. К программном у продукту были выдвинута следующие требования: кроссплатформенность и возможность распростран ения на локальных носителях - для удобства использования программы как в компью терны х классах университета, так и на личном ПК, интерактивность - обеспечение взаимодействия программы и пользователя (контроль вводимых значений пользователем и проверка расчетных результатов на стороне программного средства), визуализация решения, а также наличие справочной информации и соответствие техническим требованиям к ПП. Для реализации решения поставленной задачи могут быть применены различные подходы . 'Гак, например, реализовывая программное средство на языке высокого уровня C++, имеется возм ожность прим енить стандартную библиотеку Math.h, которая позволяет производить элементарные м атем атические расчеты , и программный интерфейс OpenGL для работы с трехмерной графикой. О днако при такой р азработке обязательно будут привнесены погрешности в вычисления из-за многократного прим ен ения метода конечных разностей для расчета значений производных, а работа с трехмерной граф икой будет ресурсоемкой по машинной памяти и времязатратной несоразмерно поставленной цели. Ввиду описанных недостатков применения стандартных библиотек C++ было принято реш ение использовать уже реализованные, оптимизированные и отлаженные функции некоторого м атем атического пакета. С данной позиции были рассмотрены два пакета: Wolfram M athem atica и M atlab. Оба пакета содержат в себе мощный вычислительный функционал и поддерживают свой язык п рограммирования но Matlab позволяет интегрировать GUI расширения для графических окон для удобной работы пользователя с программой посредством графического интерфейса. Помимо этого инструменты M atlab позволяю т создавать исполняемые файлы, что делает программное средство более мобильным и автономным Таким образом, для разработки электронного образовательного ресурса в курсе м атем атического анализа математический пакет Matlab заключает в себе полный набор встроенных инструментов и алгоритм ов необходимых в разработке и реализации заявленного функционала. Поэтому этот п акет явтяется предпочтительным для создания программных приложений, предназначенных для поддерж ки учебного процесса по математике. Проблемы Арктического региона 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz