Проблемы арктического региона : тезисы докладов XVI международной научной конференции студентов и аспирантов (Мурманск, 16 мая 2017) / ред.: С. М. Черняков, А. А. Мочалов.– Апатиты : КНЦ РАН, 2017. – 133 с.

Гуманитарные и социальные проблемы Физическая культура в детских домах и школах-интернатах И.С. Томилов Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, tomilov clan@mail.ru Вот уже на протяжении десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Решение этой проблемы занимает центральное место в работе российского правительства. По мнению премьер-министра РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, «одной из причин ухудшения здоровья детей, наряду с экологической обстановкой, социально-экономическими потрясениями, является недостаточная эффективность проводимых оздоровительно-профилактических и коррекционных мероприятий, а иногда и просто их отсутствие в учреждениях образования и здравоохранения». Особенно остро проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками, трудовая деятельность которых связана с детскими домами и школами-интернатами. На сегодняшний день, исследования психологов свидетельствуют, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию. Развитие дстей-сирот, в условиях детского дома имеет ряд негативных особенностей, которые накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. В детских домах проф амм а физической культуры, как правило, никогда полностью не реализовывается, так как для этого не имеется объективных возможностей (наличие кадров, материально-технической базы). А так как процесс физической культуры оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение, то эффект воздействия специальных двигательных режимов на психику ребенка может быть самым различным. Здесь многое зависит от типа личности, темперамента и привычных установок на тот или иной вид двигательной активности. Хорошо известно, что феномен индивидуальной психики неповторим и непредсказуем. Именно поэтому нельзя изучать проблему влияния физических упражнений на психологическое здоровье детей без изучения индивидуальных особенностей воспитанников. Задача заключается в том, чтобы занятия физической культурой были использованы для формирования положительных черт личности, интеллекта, а психологическая атмосфера занятий способствовала искоренению эгоизма, лицемерия, нечестности и т.п. При этом необходимо акцентировать внимание воспитанников на их индивидуальные особенности и возможности. Это способствует активизации процессов самопознания и самоуправления деятельности детей. Системный подход и применение средств физической культуры в условиях детского дома позволяют добиваться конкретных положительных изменений как в физической, так и в психологической сферах детей-сирот. При этом используется сопряженное воздействие физических упражнений, последовательно создающих предпосылки для последующего развития физических качеств, параллельно воздействующих на психологическую сферу. Все это убеждает в необходимости разработки специальной программы по своевременной психологической и физической коррекции здоровья средствами физической культуры. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz