Проблемы арктического региона : тезисы докладов XVI международной научной конференции студентов и аспирантов (Мурманск, 16 мая 2017) / ред.: С. М. Черняков, А. А. Мочалов.– Апатиты : КНЦ РАН, 2017. – 133 с.

В исследовании оценивается динамика уровня безработицы в перечисленных регионах АЗ РФ на основе данных Федеральной службы государственной статистики (Росстата). По М урм анской области учитываются показатели 1997-2015 годов, динамика ВРП и безработицы Ямало-Н енецкого, Н енецкого и Чукотского автономных округов оценивается с 2 0 0 1 по 2014 год, поскольку до 2 0 0 0 года валовой регион альны й продукт в отношении автономных округов Росстатом не разрабатывался. Проводится параллельный анализ значений валового регионального продукта и уровня б е з р а б о т н ы по каждому арктическому субъекту, выявляются тенденции, сравнивается изменение BP1I и безработицы Мурманской области с общероссийской динамикой. Результатом аналитической работы является тезис о специфичности рынка труда Арктического региона, безработица в субъектах Арктики зачастую носит вялотекущий характер и может не подчиняться известным экономическим законам. Современные процессы юридического оформления Российской Арктической зоны приводят к необходимости вест и полноценный статистический учет по данному макрорегиону и выделить рынок труда Арктической зоны в отдельный сегмент российского национального рынка груда. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод об отсутствии серьезной напряженности на рынке рабочей силы в АЗ РФ. Отрицательная динамика численности рабочей силы позволяет решать тактические проблемы безработицы и сохранения относительной стабильности на рынке труда. Однако существует стратегическая опасность необеспеченности АЗ РФ рабочей силой и сокращения численности постоянно проживающего населения. Экономику зоны Арктики отличает низкий потенциал к диверсификации, избирательность в привлечении и потреблении рабочей силы из-за высокой степени специализации, что определяет размещение экономически активного населения по отраслям экономики. Важно отметить: специализация арктических территорий должна находить отражение в формировании региональной системы профессионального образования всех уровней в зависимости от потребностей территории. Несомненно, проблема привлечения и удержания рабочей силы в субъектах АЗ РФ на уровне арктической фирмы не может быть полноценно решена, необходима целенаправленная государственная политика в отношении формирования численности населения и трудовых ресурсов в высоких широтах страны . Место России в Арктической политике ЕС. Перспективы сотрудничества в социальной сфере Е.О. Серов Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Л ом оносова, m vf-0210@ \andex. ги ЕС активно стремится в Арктику, о чем свидетельствует Интегрированная политика Е вроп ей ско го сою за в Арктике (2016), а также стратегии отдельных стран ЕС в Арктике - стратегия Финляндии в А рктике (2010). стратегия Швеции в Арктике (2011), стратегия королевства Дания в А рктике 2011-2020 (2011). Многие неарктические страны ЕС так же заинтересованы в регионе, например, И спания, Нидерланды . Польш а. Большое внимание всех арктических стратегий, а также продвигаемых планов Европейского Союза и его отдельных стран уделяется социальной проблематике. Все заинтересованные в Артике страны ЕС, а также политика ЕС в Арктике выдвигают изменение климата и научные исследования на первый шин. Арктические страны ЕС в своих стратегиях говорят о коренных народах и развитии образования в арктическом регионе. Испания заинтересована в развитии арктического туризма так она является участником проекта «Устойчивая модель развития арктического туризма» (SMART) и членом Ассоциации по устойчивому развитию арктического туризма (SATА). Нидерланды тоже заинтересованы в научных исследованиях в Арктике, а также в развитии судоходства. Интересы Польши например, лежат сфере в развития транспорта и перевозки грузов. Текущее сотрудничество России и ЕС в Арктике завязано в основном на науке и образовании. Прослеживается экологическая тематика, однако сотрудничество в экологии сильно о гранич ено , из-за несоответствия РФ множеству экологических стандартов ЕС. П ерспектива прямого со трудни ч ества России и ЕС в сфере коренных народов очень туманна: сказываются различия в ю ридическом определении коренных народов, а также уже существующее сотрудничество с арктическими странами ЕС в рам ках БЕАР Арктического Совета. Наиболее перспективные отрасли сотрудничества в будущ ем - тури зм и транспорт что связано с общей заинтересованностью ЕС и России. Проблемы Арктического региона 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz