Проблемы арктического региона : тезисы докладов XVI международной научной конференции студентов и аспирантов (Мурманск, 16 мая 2017) / ред.: С. М. Черняков, А. А. Мочалов.– Апатиты : КНЦ РАН, 2017. – 133 с.
В качестве основного источника были взяты клировые ведомости православных приходов первою и второю Кольских благочинии Архангельской епархии за период с XIX по цачало XX веков. Клировые ведомости по Кольскому Северу в основной своей массе хранятся в фондах Государственного архива Мурманской области и Мурманского областного краеведческого музея, и совсем малая часть в 1 осударственного архива Архангельской области и Национальном архиве Республики Карелия. Проблема освещения выборов в мурманских медиа Л.Ю. Карицкая Мурманский Арктический государственный университет, г. Мурманск, Ansies@ vandex.ru Цель работы - исследование методом контент-анализа материалов о выборах-2016, опубликованных в ведущих региональных СМИ. В качестве таких СМИ были выбраны электронная версия газеты «Мурманский весгник» (одна из старейших газет региона, рупор законодательной и исполнительной власти) и информационное агентство «Северпост». позиционирующий себя как политически нейтральное издание и отличающееся высоким индексом цитируемости. Оба издания заявляют о себе как о влиятельных региональных медиа. В качестве исследуемого материала были взяты тексты, опубликованные в течение месяца до выборов (с 18 августа по 18 сентября 2017 года), накануне выборов Госдуму и Мурманскую областную думу: 7 - на сайте «Северпост» и 11 - в «Мурманском вестнике». Жанровая палитра обоих изданий довольно бедна: это либо примеры информационных жанров: заметки, отчеты, корреспонденции либо статьи. Только в «Мурманском вестнике» один раз встречается интервью («Сенсации или инсинуации»/ 13.09.2016) с председателем областной избирательной комиссии Антоном Богомоловым. Судя по содержанию материалов, ресурс «Северпост» пытается находить проблемы даже на таких, на первый взгляд, не отличавшихся накалом борьбы выборах, как последние. Газета же довольно беспристрастно освещает ход выборов, как некий, движущийся к станции назначения экспресс. Тематически выборка у «Северпоста - мозаика или лоскутное одеяло из разных фактов, так или иначе связанных с выборами. У «Мурманского вестника», именующего себя главной газетой региона, в подаче материалов доминирует логика движения от начала к концу: начали с дебатов, где партии-кандидаты проверяют на прочность конкурентов по борьбе за думский мандат, до ответа на вопрос: а как мы. жители Мурманской области, смотримся на фоне других регионов, какова наша политическая активность? И ответ на этот вопрос, очень ненавязчивый, логично венчает избирательный марафон, традиционно считающийся среди журналистов многих СМИ рутинным и неинтересным делом. Анализ содержания свидетельствует, что авторы «Северпоста» считают выборы формальной процедурой с предсказуемым результатом. Авторы газеты пытаются просвещать население относительно необходимости ходить на выборы без явной агитации. Однако согласно проведённому нами ранее анкетированию населения (100 человек в возрасте от 18 до 64 лег), избиратели видят выборы иначе. 41 процент опрошенных считает их «большой игрой», 25 видят «балаган, ярмарку, шоу», 12 - борьбу без правил. 10 - «дуэль равноправных оппонентов», 3 - «поединок интеллектуалов». 6 процентов предложили свои варианты. По их мнению, выборы в регионе - это «имитация выбора», «лотерея», «триумф одной партии», «предсказуемый результат», «борьба внутрипартийных интересов, причем нечестная», «манипуляция» и т.п. Таким образом, данные контент-анализа текстов проанализированных СМИ рисуют картину если не благостную, то в целом относительно благополучную, а вот результаты явки на избирательные участки (40 с небольшим процентов жителей региона проголосовали) её не подтверждают. Либо власть законодательная - у нас это власть меньшинства, а большинство жителей региона от выбора этой власти самоустранилось, либо выборы - это всего лишь средство легитимизации власти в глазах населения, средство поддержания мифа о демократии, как истинном народовластии. Гуманитарные и социальные проблемы 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz