Проблемы арктического региона : тезисы докладов XVI международной научной конференции студентов и аспирантов (Мурманск, 16 мая 2017) / ред.: С. М. Черняков, А. А. Мочалов.– Апатиты : КНЦ РАН, 2017. – 133 с.
Проблемы Арктического региона Влияние дизельного топлива и разных вариантов солёности на ферменты антиоксидантной системы Fucus vesiculosus О.В. Човган1, И.В. Рыжик2 1Мурманский государственный технический университет , г. Мурманск 2Мурманский морской биологический институт КНЦ РАН, г.Мурманск polar.nisht@ vandex.ru Fucus vesiculosus - массовый вид на литорали северных морей, которые активно используются для судоходства и добычи нефти. Кроме того, приморские города создают антропогенную нагрузку на прилежащую акваторию, в особенности нефтяными поллютантами, один из которых - дизельное топливо. Хроническое поступление нефти и нефтепродуктов в портовых водах оказывает значительное влияние на жизнедеятельность литоральных макрофитов, при этом происходит адаптация растений (Степаньян, 2015). Ключевым звеном адаптационных процессов выступает метаболическая антиоксидантная система (АОС). Универсальный отклик в условиях стресса - активация АОС растений, в том числе бурых водорослей. Действие АОС заключается в стимуляции активности ферментов, в частности - каталазы и супероксиддисмутазы, блокирующих в клетке токсичные кислородные метаболиты (Шахматова, 2012). Цель работы - оценить совместное влияние дизельного топлива и разных вариантов солености на активность ферментов антиоксидантной системы Fucus vesiculosus. Для проведения исследования в марте 2017 г. были отобраны талломы F. vesiculosus с литорали пос. Абрам- Мыс. Водоросли прошли акклимацию 96 часов. Эксперимент длился 8 дней, водоросли культивировались в прозрачных стеклянных сосудах (3 л) при аэрации среды, в освещаемой холодильной установке (6-8°С). Использовали 2 пары сосудов с соленостью воды 20 %с и 10 %о в объёме 2,5 л, один из сосудов каждой пары служил контролем, и другие (ииыт) — в н о с и л и по 3 г дизельного топлива (около 0,8 г/л). Пробы отбирали на 1, 2 и 7 сутки эксперимента, биохимические показатели анализировали с помощью спектрофотометра на замороженных образцах апикальной части водорослей: содержание каталазы (Королюк, 1988) и супероксиддисмутазы (СОД) по модифицированной методике Гианополитис и Рис (Полесская и др., 2004). В конце эксперимента было определено общее содержание нефтепродуктов (НП) в воде на приборе Флюорат 02-ЗМ «Люмэкс», экстракцию НП проводили гексаном в соотношении 10 мл/50 мл анализируемой воды. По нашим данным содержание НП в прибрежных водах пос. Абрам-мыс с февраля по март составляет 0,5- 0,9 мг/дм3; к концу эксперимента в сосудах с добавлением дизельного топлива в морской и распреснённой воде соответственно: 380 мг/дм3 и 230 мг/дм3, в контрольных: 32,7 мг/дм3 и 12 мг/дм3. Время биодеградации нефти и НП возрастает прямо пропорционально с солёностью (1% солёности - 20 часов) (Давыдова и др., 2004), что, вероятно, обуславливает пониженное содержание НП при 10%с. Превышение концентрации НП в контрольных сосудах относительно исходных может объясняться наличием тяжёлых фракций нефти на поверхности талломов водорослей (Немировская, 2013). Снижение СОД к концу опыта в экспериментальных образцах может свидетельствовать об адаптации растений, однако при солёности 20%о устойчивость к дизельному топливу вырабатывается уже на 2 день, при 10%с - на 7 день опыта. Незначительные колебания активности каталазы в исследуемых образцах по сравнению с контролем (32- 34%) подтверждают, что водоросли устойчивы к данной концентрации дизельного топлива, в том числе в распреснённой воде. Устойчивость водорослей к НП объясняется тем, что в районах антропогенного загрязнения, как Абрам-мыс, на поверхности таллома формируется микробиота, разлагающая НП, что снижает токсическое воздействие ксенобиотика на макрофиты (Степаньян, 2015). Таким образом, водоросли F. vesiculosus, произрастающие в портовой акватории, адаптированы к воздействию высоких доз токсиканта, однако в условиях распреснённой воды - устойчивость растений к нефтяным поллютантам снижается. Технологические проблемы регенерации нефтенасыщенного сорбента В.А. Щур, В.А. Котельников, С.А. Герасимов Апатитский филиал Мурманского арктического государственного университета, Институт проблем промышленной экологии Севера РАН, shchurvladim ir51@smail.com В нефтяной отрасли сорбенты находят применение в основном в технологиях ликвидации последствий нефтяных разливов различного рода. Для ликвидации утечек нефти могут применяться различные схемы локализации и ликвидации последствий разливов. Основным методами являются: 1) термический 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz