XVI международная научная конференция студентов и аспирантов «Проблемы арктического региона», Мурманск, 16 мая 2017 года : труды конференции / [ред.: Черняков С. М., Шаповалова Ю. А.]. - Мурманск : Полиграфист, 2017. - 212 с.

отвечает за суть информационных технологий, а ГК2 - за техническое творчество в широком смысле. На рис. 1 представлена визуализация кластерной структуры. По итогам экспериментов с варьированием количества кластеров в методе К-средних принято решение о том, что именно два кластера формируют наиболее адекватную картину, учитывая среднее расстояние между парами ближайших проекций и размеры кластера. Проблемы Арктического региона Рис. 1. Диаграмма рассеяния и кластерная структура проекций признаковых векторов интересов абитуриентов на главные компоненты На диаграмме кластеры вытянуты более вдоль вертикальной оси, так как сами переменные, сгруппированные в ГК2, менее связаны друг с другом, чем в ГК1. Кластер слева расположен во второй координатной четверти. Он соответствует респондентам, которые более интересуются творчеством (координаты по ГК1 отрицательные, а по ГК2 положительные). В кластер справа попали те респонденты, которые более интересуются информационными технологиями, причём их отношение к техническому творчеству не столь важно (есть и положительные и отрицательные координаты). Для реальных социологических исследований подобного типа количество респондентов необходимо увеличить на порядок, однако сама методика и созданное программное средство можно применять без изменений. Интерпретация диаграмм рассеяния - единственный аспект, который требует существенного опыта экспертов. Важно отметить, что все информационные технологии и средства разработки, которые были использованы авторами, являются свободно распространяемыми. Отдельно стоит упомянуть, что файлы формата XLS открываются в SciLab с помощью специализированной библиотеки, поэтому MSOffice не требуется. Заключение В настоящей работе сделаны первые шаги в направлении создания регионально ориентированной системы: выбрана пилотная специальность; составлена её модель в виде списка ключевых слов для текстового анализа; разработана программа на языке Python, которая выясняет степень соответствия модели специальности и модели абитуриента (как страницы в социальной сети Вконтакте); предложена анкета в формате GoogleForms для получения дополнительных данных от заранее оповещённых респондентов, которые образуют выборку, ориентированную на обучение по специальности; сделана попытка интерпретации структуры генеральной совокупности респондентов по результатам анализа 7 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz