XVI международная научная конференция студентов и аспирантов «Проблемы арктического региона», Мурманск, 16 мая 2017 года : труды конференции / [ред.: Черняков С. М., Шаповалова Ю. А.]. - Мурманск : Полиграфист, 2017. - 212 с.
Информационные технологии и математические методы РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ Н.Р. Бражник, А.В. Набокин, И.Ф. Запорожцев Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Россия zaporozhtsev. if(a),email, сот Аннотация. Во многих исследованиях отмечается, что выпускники российских школ не могут адекватно оценить, насколько подходит им выбранная специальность, что приводит к необходимости её смены. Взаимодействие преподавателей университетов со школьниками требует значительных усилий и финансовых затрат, поэтому количество контактов минимально. Школьные психологи, а также сервисы в сети Интернет в определённой степени решают задачу профориентации молодёжи, однако они не предусматривают поступления абитуриентов в конкретный вуз. Идея создания регионально ориентированной системы профориентации соответствует концепции опорных вузов. В работе отражена попытка создать несколько программных средств, которые составляют основу компьютерной технологии сбора и анализа данных об абитуриентах в рамках системы профориентации. Ключевые слова: профориентация абитуриентов, МГК, кластеризация, Python, Scilab Введение Многие современные выпускники российских школ не в состоянии адекватно оценить, насколько подходит им выбранная специальность, что зачастую приводит к необходимости её смены. Есть очевидная потребность в совершенствовании системы профориентации школьников. Посещение школ преподавателями и посещение школьниками университетов для профориентационных бесед требуют значительных организационных усилий и финансовых затрат, что приводит к уменьшению количества физических персональных контактов. Необходимо создавать информационные системы для профориентации школьников, которые выявляют их наклонности и советуют им определённые специальности. Для принятия решений о наклонностях необходимо максимально использовать всю доступную информацию о конкретном абитуриенте, в частности, сведения из социальных сетей, а также предлагать ему дополнительные анкеты, но не в формате оценки знаний. В рамках концепции опорных вузов представляет интерес создание регионально ориентированных программных систем для профориентации, учитывающих возможности и потребности абитуриентов, а также специфику вузов конкретного субъекта федерации. Цель: разработать программы для выявления степени подготовленности абитуриента к обучению по конкретной специальности и помощи преподавателям университета в определении того, какие группы абитуриентов приступят к обучению. Для примера была выбрана абстрактная пилотная специальность на базе областей знаний математики и информатики. Объект исследования: абитуриенты, которые желают и/или способны учиться по специальности, связанной с информатикой и математикой. Предмет: технология сбора и анализа данных, которую можно использовать как часть программной системы профориентации. Задачи: 1. Разработать программу, которая извлекает как можно больше информации из открытых данных пользователя и сравнивает с моделью специальности в виде словаря специальности для оценивания абитуриента. 2. Составить анкету для выявления степени готовности абитуриента обучаться на специальности, связанной с математикой и информатикой, и словарь специальности. 7 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz