XVI международная научная конференция студентов и аспирантов «Проблемы арктического региона», Мурманск, 16 мая 2017 года : труды конференции / [ред.: Черняков С. М., Шаповалова Ю. А.]. - Мурманск : Полиграфист, 2017. - 212 с.

Основная часть Исследование было проведено с февраля 2016 г. по март 2017 г. в двух дошкольных общеобразовательных учреждениях г. Сыктывкара: МБДОУ «Детский сад № 11 компенсирующего вида» (п=47) и МБДОУ «Детский сад № 107 компенсирующего вида» (п=53). Для выявления показателей физического развития детей 5-7 лет нами были проведены антропометрические и физиометрические измерения детей. Все измерения проведены в медицинском кабинете при постоянной температура зоны комфорта (22-24°С), с использованием ростомера, медицинских рычажных весов, сантиметровой ленты. Длину тела измеряли от верхушечной точки на голове до пола. Обследуемый стоял правым боком к взрослому, на ровной горизонтальной поверхности пола, прямо, соединив пятки. Голова фиксировалась по горизонтали. Точность измерения до 0,1 см. Измерения проводились в сантиметрах. Измерение массы тела проводили медицинскими весами (рычажного типа) без верхней одежды и обуви. При взвешивании ребенок стоял на середине площадки, спокойно. Точность измерения - 50 г. Измерения проводились в килограммах. Для измерения окружности головы и грудной клетки использовали сантиметровую ленту. Для определения окружности головы сантиметровую ленту прикладывали сзади по наиболее выступающей точке затылка, спереди - по надбровным дугам. Начало сантиметровой ленты было в левой руке. Лента во время измерения не натягивалась. Измерения проводились в сантиметрах. При измерении грудной клетки у мальчиков лента накладывалась сзади иод нижние углы лопаток, спереди по нижнему краю сосковой линии. У девочек - по верхнему краю грудных желез. При наложении ленты ребенок несколько приподнимал руки, затем опускал их и стоял в спокойном состоянии, при котором проводилось измерение. Показатели записывались в сантиметрах. Для оценки результатов антропометрических показателей детей 5-7 лет, за основу взяли центильный метод. Для проведения физиометрических измерений использовали: спирометр, секундомер, кистевой динамометр, полуавтоматический тонометр. Жизненную емкость легких измеряли воздушным спирометром. Ребенок делал 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем глубокий полный вдох и равномерный максимальный выдох в трубку спирометра. Испытание проводилось 3 раза, записывался наибольший результат с точностью до 100 см3. Трубка после каждого исследования дезинфицировалась. Измерение силы правой и левой кистей производили кистевым динамометром в положении стоя с выпрямленной и поднятой в сторону рукой. Динамометр брага в руку стрелкой к ладони. Не разрешалось делать резких движений, сходить с места, сгибать и опускать руку. Дети выполняли 2-3 попытки сначала правой, затем левой рукой. Регистрировали лучший результат обеих кистей. Перед проведением теста динамометр калибровали. Единицей измерения прибора является ньютон (Н). Частоту сердечных сокращений (ЧСС) измеряли по пульсу в течение 15 сек в положении сидя, в спокойном состоянии. Умножая полученное число пульсовых ударов на 4, получали частоту пульса за минуту. Пульс прощупывали II, III и IV пальцами, накладывая их на запястье так, чтобы указательный палец находился под большим пальцем руки ребенка, а средний и безымянный пальцы лежат за указательным, по направлению к локтю. Большой палец оставался лежать на тыльной стороне запястья. Единица измерения уд/мин. Для проведения измерения артериального давления (систолического и диастолического) использовали полуавтоматический тонометр. Артериальное давление измеряли в положении сидя, в спокойном состоянии, на правой руке ребенка с использованием специального детского манжета [Степаненкова, 2006]. Экология Севера 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz