XVI международная научная конференция студентов и аспирантов «Проблемы арктического региона», Мурманск, 16 мая 2017 года : труды конференции / [ред.: Черняков С. М., Шаповалова Ю. А.]. - Мурманск : Полиграфист, 2017. - 212 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА В ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВКАХ АЛ . Белозеров, И.Д. Севастьянов, B.C. Захаренко Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск, Россия radar9651(a),mail, ru Аннотация. В данном исследовании предпринята попытка рассмотреть факторы, которые будут способствовать использованию сжиженного природного газа в качестве моторного топлива, а также рассмотреть техническую возможность и экономическую целесообразность частичного перевода судов морского флота на сжиженный природный газ (газомоторное топливо). Проект ориентирован на территорию Арктического региона (Мурманская область). Ключевые слова: топливо, экологическая, оценка, газотопливная, система, сжиженный природный газ (СПГ). Прежде чем приступать к изучению проекта следует разобрать, что же такое сжиженный природный газ и какими основными свойствами он обладает. Сжиженный природный газ (далее будет использоваться аббревиатура СПГ) — природный газ, переведенный в жидкое состояние при температурах меньше критической. Сжиженный природный газ — криогенная жидкость, получаемая из природного газа охлаждением до температуры конденсации -161,5 °С. Температура кристаллизации составляет -182,5 °С, плотность 0,42 кг/л. Производят, хранят и транспортируют его с помощью специализированного криогенного оборудования. Главное преимущество данного газа — при сжижении объем газа уменьшается в 600 раз. На первом этапе исследования были рассмотрены область применения СПГ на морском транспорте, а точнее были изучены проблемы, с которыми возможно столкнуться и возможности их решения. Основными факторами, ограничивающими использование СПГ в качестве моторного топлива на судах, являются: ■ Отсутствие береговой инфраструктуры для поставки и хранения СПГ; ■ Приспособление к работе на газе главных двигателей и энергетической установки; ■ Дополнительная кубатура для хранения бункера СПГ на судне; ■ Необходимость создания специальных газотопливных систем; ■ Необходимость переподготовки плавсостава судна. На втором этапе был изучен зарубежный опыт исследования СПГ в качестве топлива на моторном транспорте. Здесь был рассмотрен сосед Российской Федерации - Норвегия, которая в конце 2016 года имела в эксплуатации 26 судов, работающих на СПГ. В результате исследования выявлено, что в Норвегии сжиженный природный газ в качестве топлива используют маломерные суда - прибрежные паромы, суда береговой охраны, а также суда обеспечения буровых платформ. На третьем этапе были рассмотрены сами технологии газотопливных систем: первая - использование смеси СПГ и дизельного топлива (ориентировано на малые суда) и использование только СПГ в качестве топлива (ориентировано на контейнеровозы). В технологии, где в качестве топлива используется только СПГ, сжиженный газ с помощью криогенного насоса подается в теплообменный контур, в котором происходит повышение температуры СПГ и его регазификация. Для компенсации расширения СПГ подается в ресивер, из которого он затем отправляется в газотурбинную установку. В ней он смешивается с атмосферным воздухом, который подается через компрессоры низкого, а затем высокого давления, после чего смешивается с природным газом в камере сгорания и воспламеняется. Струя продуктов сгорания вращает лопатки силовой турбины, которая в свою очередь передает вращающий момент приводному валу генератора и компрессорам Экология Севера 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz