XVI международная научная конференция студентов и аспирантов «Проблемы арктического региона», Мурманск, 16 мая 2017 года : труды конференции / [ред.: Черняков С. М., Шаповалова Ю. А.]. - Мурманск : Полиграфист, 2017. - 212 с.

заданий было отмечено в рабочих тетрадях для 5 и 6-х классов (74 % и 80 %, соответственно). Заданий, направленных на формирование регулятивных УУД, несколько меньше. Так, наибольший процент данных заданий отмечен в учебнике для 6 класса (29 %), а наименьший - в рабочей тетради для 6 класса (16 %) и учебнике для 5 класса (17 %). Процентное соотношение заданий, ориентированных на личностные УУД, в учебниках около 20 %, в рабочих тетрадях 3-5 % (примерно одинаковое для 5 и 6 классов). На долю коммуникативных УУД в и учебниках и тетрадях приходится 17 % и 1 %, соответственно. На следующем этапе мы разработали серию уроков и провели контрольные срезы по соответствующим темам с целью выявления уровня сформированности у них регулятивных УУД, особое внимание мы обратили на контроль и самооценку обучающихся. В 5-х классах констатирующий этап эксперимента проводился при изучении раздела «Царство растения» в ходе изучения темы: «Водоросли», на освоение которой по программе отводится 2 часа. В 6-х классах - раздел «Жизнь растений» в ходе изучения тем: «Фотосинтез», «Дыхание растения», «Испарение воды растениями. Листопад», «Передвижение воды и питательных веществ в растениях» и «Прорастание семян», на освоение отводится 5 часов. Самостоятельная работа включала 2 уровня сложности: базовый и повышенный. За выполнение каждого задания базового уровня учащиеся получали 1 балл (выбор одного правильного ответа; нахождение ошибки в тексте, рисунке), за выполнение задания повышенного уровня 2 балла (на соотношение; на обоснование исправленной ошибки). Максимальное количество баллов за работу в 5 классе - 12, а в 6 - 19. Для получения более объективной картины, мы разработали критерии оценивания уровня сформированности регулятивных УУД, которые представлены в таблице 1. Эти критерии помогут разработать более оптимальные задания для учащихся на уроках биологии. Таблица 1 Проблемы образования в Арктическом регионе Критерии оценивания уровня сформированности регулятивных УУД Уровни развития регулятивных УУД Количество баллов в 5 классе Количество баллов в 6 классе % Высокий 9-12 15-19 80-100 Средний 6-8 9-14 50-79 Низкий 0-5 0-8 0-49 Сформированность навыка контроля учащихся проверялась при помощи задания «Найди ошибку в тексте, рисунке», а также анализ умения учащихся самостоятельно спланировать время на выполнение всей работы. Способность к самоанализу проверялась выбором уровня сложности самим учащимся и выполнения таких заданий, как «За какое задание может снизиться оценка...?», «Какой термин был вами плохо усвоен». Полученные нами в результате педагогического эксперимента данные позволяют говорить о том, что все учащиеся 6-х и 5 В классы имеют низкий уровень развития контроля и самооценки своей деятельности (4,8). Наилучшие результаты были зафиксированы в 5 А (5,9) и 5 Б (6, 3) классах, что говорит о среднем уровне развития регулятивных УУД. Для выявления причин низкого уровня развития, изучаемых УУД мы провели анкетирование, в котором приняло участие 10 учителей биологии, стаж работы составляет от 1 года до 39 лет. Как показал анализ анкет, отвечая на вопрос: «Каким УУД при обучении биологии вы уделяете большее внимание?» 59 % опрошенных учителей считают, что наиболее значимым 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz