Панасенко, Г. Д. Наклономерные наблюдения на Кольском полуострове / Г. Д. Панасенко. – Москва ; Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1965. – 125 с.

F правлением на зенит). Затем «вековой» наклон постепенно меняет на­ правление своего развития на юго-западное. С конца 1960 г. он разви­ вается в азимуте примерно от ЮЗ 205 до ЮЗ 215°. За весь четырехлетний интервал наблюдений суммарный наклон составил более 18 сек. дуги в азимуте примерно ЮЗ 200°. Скорость развития «векового» наклона (рис. 68, 1 ) в течение всего интервала наблюдений менялась сравнительно мало. За 1959 г. и первую половину 1960 г. скорость наклона уменьшилась примерно с 5.5 до 3.5 сек. дуги/год. Со второй половины 1960 г. скорость Рис. 68. Скорость «векового» хода наклонов в сек. дуги/год. 1 — иа наблюдений; 2 — то же после исключения «строительного» наклона. «векового» наклона начала возрастать и к середине 1962 г. немного пре­ высила 9.0 сек. дуги/год. В конце 1962 г. как будто вновь наметилась тенденция к уменьшению скорости «векового» хода наклонов. НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ О ПРИРОДЕ «ВЕКОВОГО» ХОДА НАКЛОНОВ НА СТАНЦИИ «АПАТИТЫ» Станция «Апатиты» расположена в непосредственной близости от трех капитальных многоэтажных сооружений (рис. 69). Фундаменты всех трех зданий покоятся на том же скальном основании, что и постамент под наклоно­ мерами. Наклономерные наблюдения на стан­ ции были начаты во время строительных работ по сооружению самого большого из этих трех зданий — здания № 2, находя­ щегося на расстоянии всего лишь около 50 м от станции. Строительство остальных двух зданий (№ 1 и № 3) было завершено до начала наклономерных наблюдений: первого — в конце 1957 г ., второго — в кон­ це 1958 г. Естественно, можно ожидать, что воз­ растающая весовая нагрузка на площадку под сооружаемым зданием № 2 вызовет заметный наклонный эффект. Допущение такого наклонного эффекта и предпринятую ния<е попытку выделения его из наблюден­ ного «векового» наклона, по-видимому, можно оправдать следующими соображениями. «Вековой» наклон вначале развивался к юго-востоку — в направлении, близком к направлению на строящееся сооружение. Затем по мере завершения строительных работ наклон постепенно менял направление на юго-западное и вскоре стабили­ зировался в азимуте примерно 205—215°. Рис. 69. Взаимное расположение наклономерной установки стан­ ции «Апатиты» и близлежащих капитальны х зданий. 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz