Некогерентное рассеяние радиоволн : сборник статей / Акад. наук СССР, Кол. науч. центр, Поляр. геофиз. ин-т. – Апатиты : [б. и.], 1980. – 167 с.

П Р Е Д И С Л О В И Е Методнекогерентногорассеяния- новыйвысокоинформативный методисследованияионосферы, основанныйнаанализевысокочастот­ ных(вУКВ— иСВЧ-диапазонах) сигналов, рассеянныхнатепловых флуктуацияхэлектроннойплотности. Измеряетсянетолькомощность принятогосигнала, ноиегоспектральныехарактеристики. Попри­ нятоймощностиможетбытьопределенаэлектроннаяплотностьбез ограничений, типичныхдляметодавертикальногозондирования; по спектруопределяютсяпараметры, связанныесдвижениемрассеиваю­ щихчастиц, электроннаяиионнаятемператураисихпомощью- ионыйсостав, атакжедрейфыплазмыиопределяемыепонимэлект­ рическиеполяитокивионосфереинейтральныеветры. Слабость принимаемогосигналатребуетиспользованиясложныхвысокопотен­ циальныхрадиолокационныхустановок, иэтоограничиваетширокое использованиеметода. Зарубежомприменениеметоданачалосьв60-х годах, вСовет­ скомСоюзе- несколькопозднее. Активноеисследованиеионосферы внастоящеевремяпроизводят7 станцийнекогерентногорассеяния (HP), изниходна- внашейстране. СцельюспособствоватьразвитиюметодаHP вСоветскомСоюзе, координацииработвэтомнаправлениииобменуопытом, Полярным геофизическиминститутомКольскогофилиалаАНСССРвконце 1978г. былапроведенаВсесоюзнаяшколапометодунекогерентногорассея­ ния. Докладыинаучныесообщения, представленныекшколе, ипо­ служилиосновойдлянастоящегосборника. Сборник, однако, лишь вобщихчертахсоответствуетшколе, посколькузавремя, прошед­ ше посленее, рядматериаловоказалсяопубликованным, оставшее­ сяподверглосьсущественноймодернизацииипереработке. Завремя послешколывышламонография, написаннаясотрудникамиПГИ при участиисотрудниковХарьковскогоинститутарадиоэлектроники; Харьковскийполитехническийинститут, занимающийведущееместо попроведениюэкспериментовпоHP, выпустилдватомасвоихтру­ довипоэтому, несмотрянаточтосотрудникиинститутапринимали активноеучастиевшколе, ихработывданномсборнике, представ­ ленывсравнительнонебольшомобъеме. Материалынастоящегосборникасоответствуюттремосновным направлениям, обсуждавшимсянашколе: развитиютеорииметода, техникепроведенияэкспериментаианализурезультатовисследова­ ний, выполненныхспомощьюметода. Развитиютеорииметодапосвя- 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz