Некогерентное рассеяние радиоволн : сборник статей / Акад. наук СССР, Кол. науч. центр, Поляр. геофиз. ин-т. – Апатиты : [б. и.], 1980. – 167 с.
П Р Е Д И С Л О В И Е Методнекогерентногорассеяния- новыйвысокоинформативный методисследованияионосферы, основанныйнаанализевысокочастот ных(вУКВ— иСВЧ-диапазонах) сигналов, рассеянныхнатепловых флуктуацияхэлектроннойплотности. Измеряетсянетолькомощность принятогосигнала, ноиегоспектральныехарактеристики. Попри нятоймощностиможетбытьопределенаэлектроннаяплотностьбез ограничений, типичныхдляметодавертикальногозондирования; по спектруопределяютсяпараметры, связанныесдвижениемрассеиваю щихчастиц, электроннаяиионнаятемператураисихпомощью- ионыйсостав, атакжедрейфыплазмыиопределяемыепонимэлект рическиеполяитокивионосфереинейтральныеветры. Слабость принимаемогосигналатребуетиспользованиясложныхвысокопотен циальныхрадиолокационныхустановок, иэтоограничиваетширокое использованиеметода. Зарубежомприменениеметоданачалосьв60-х годах, вСовет скомСоюзе- несколькопозднее. Активноеисследованиеионосферы внастоящеевремяпроизводят7 станцийнекогерентногорассеяния (HP), изниходна- внашейстране. СцельюспособствоватьразвитиюметодаHP вСоветскомСоюзе, координацииработвэтомнаправлениииобменуопытом, Полярным геофизическиминститутомКольскогофилиалаАНСССРвконце 1978г. былапроведенаВсесоюзнаяшколапометодунекогерентногорассея ния. Докладыинаучныесообщения, представленныекшколе, ипо служилиосновойдлянастоящегосборника. Сборник, однако, лишь вобщихчертахсоответствуетшколе, посколькузавремя, прошед ше посленее, рядматериаловоказалсяопубликованным, оставшее сяподверглосьсущественноймодернизацииипереработке. Завремя послешколывышламонография, написаннаясотрудникамиПГИ при участиисотрудниковХарьковскогоинститутарадиоэлектроники; Харьковскийполитехническийинститут, занимающийведущееместо попроведениюэкспериментовпоHP, выпустилдватомасвоихтру довипоэтому, несмотрянаточтосотрудникиинститутапринимали активноеучастиевшколе, ихработывданномсборнике, представ ленывсравнительнонебольшомобъеме. Материалынастоящегосборникасоответствуюттремосновным направлениям, обсуждавшимсянашколе: развитиютеорииметода, техникепроведенияэкспериментаианализурезультатовисследова ний, выполненныхспомощьюметода. Развитиютеорииметодапосвя- 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz