Моделирование физико-химических процессов в полярной ионосфере / Акад. наук СССР, Кол. фил. им. С. М. Кирова, Поляр. геофиз. ин-т. – Апатиты : Кольский филиал АН СССР, 1986. – 134 с.
Рис.9. Зависимость ё ы с о т ы слоевдиффузнойрадиоаврорыотжесткостивы сыпанийдлябольшихзначенийинтенсивностиижесткостипотоков. Жесткость определенапоотношениюэмиссий'3914:5577а. Какпоказаланализточек, приведенныхнарис.96, понижениевысотырадио аврорысростоминтенсивностипотоковприЕ 0 от3 до5 кэВпроисходитвоснов номзасчетвкладавечернегосектора(рис.10). Приэнергии2.5-3 кэВзависи мостьотсутствуетприлюбыхзначенияхMLT. Исходя изтеориирадиоавроры, исследователидавнопредполагали, что должныбытьсущественныеотличиямеханизмовгенерациинаверхнейинижней границевысотЕ-области. Однакодляподтвержденияэтойгипотезынебылодо статочногоколичестваэкспериментальныхданных. Авторыработы/24/ объясняют существованиеаномальновысокойдиффузнойрадиоаврорызасчетпедерсеновской модыградиентно-дрейфовойнеустойчивости. Такоймеханизм кажетсянаиболее подходящим, таккакпривысотерассеянияоколо130 кмосновнаячастьионосфер ноготокаужечистопедерсеновская. Правда, дляраскачкитакихколебанийна расстоянииI—10 кмпотребуютсябольшиеэлектрическиеполя/24/. Возможно, поэтомутакаярадиоавроранаблюдаетсятольковвечернемсекторе, поскольку полявобластизападногоэлектроджетавсреднемзначительнонижеиз-заболь шойионосфернойпроводимости/25/. ДлявысототI00-IC5 доII5-I20 кмнаши результатынеплохосогласуютсястрадиционным фарлей-бунемановскиммеханиз момобразованиянеоднородностей/26/ идр. Намдляобъясненияповедениявы сотрадиоавроры от90 до 100 кмввечернемсекторекажетсявполневозможным применениеградиентно-дрейфовогомеханизма. Приэтомпредполагаетсяраскачка неоднородностейзасчетпроекциивертикальногоградиентаконцентрациина"по дошве" М(И)-профилянанаправление, ортогональноегеомагнитномуполю. Какиз вестно, восновании("подошве") слояионизацииэтотградиентимеетнаибольшую величину. Крометого, направлениесреднегоионосферногополяобеспечиваетпо ложительныйинкрементраскачкиволнэтоготипа именноввечернемсекторе (областивосточногоэлектроджета). Однойизпричинпримененияэтоймодыможно считатьито, чтоиз-забольшихчастотстолкновенийхолловскийдрейфнаэтих высотахиграетвторостепеннуюроль. Единственнойтрудностьюпримененияли нейнойтеорииградиентно-дрейфовойнеустойчивости/27/ являются характерные 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz