Мизун Ю. Г. Полярные сияния / Мизун Ю. Г. – Москва : Наука, 1983. – 133 с. - (Человек и окружающая среда).
ВВЕДЕНИЕ Человек не мог не заметить полярные сияния, когда они появлялись на небе. Поэтому можно уверенно сказать, что полярные сияния он обнаружил с самой глубокой древ ности. Полярные сияния в средних и низких широтах наблюдаются очень редко (только при чрезвычайно силь ных возмущениях на Солнце, в периоды максимальной его активности). Письменные упоминания о полярных сияниях встре чаются у Аристотеля, Плиния, Сенеки и других греческих и римских философов, живших на берегах Средиземно го моря. В средние века полярные сияния считались предвест никами войн, голода, эпидемий, других больших катастроф. Запомнилось, что как перед падением Иерусалима, так и перед смертью Юлия Цезаря наблюдались вспышки по лярных сияний. Все это считалось проявлением гнева богов или другого знамения. В это время в полярных сияниях видели нечто сверхъестественное. Иногда их изображали даже в виде целых армий, вооруженных пиками и сражаю щихся насмерть. Население тех мест, где часто наблюдались полярные сияния, т. е. в северных широтах, имело более реалисти ческое представление об этом явлении. Кое-кто даже пы тался естественным путем объяснить происхождение по- лярпых сияний, считая их солнечными лучами, накопив шимися в толще льда в течение дня и излучаемыми ночью, или отражением солнечного света от северных морей. На Руси полярные сияния называли пазорями или сполохами. Слово «пазори» означает «зореподобные», а «сполохи» родственно слову «полошить», т. е. бить в на бат. Во время полярных сияний действительно часто при ходилось бить в набат. Это отмечалось и в других странах. Так, по свидетельству Сенеки, в 37 г. н. э. «пожар на небе» был таким красным, что люди решили: «горит вся коло ния Остия». На помощь ее населению император Тиберий послал даже своих солдат, «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz