Мизун Ю. Г. Полярные сияния / Мизун Ю. Г. – Москва : Наука, 1983. – 133 с. - (Человек и окружающая среда).

беранцев. Коррелируют также яркие короналъные образо­ вания, видимые в зеленом цвете (длина волны 530,3 им), а также вспышки. Как мы уже говорили выше, эти обра­ зования тесно связаны с группами солнечных пятен. На рис. 6 приведен спектр солнечного излучения, по­ лученный по ракетным измерениям. Сплошными линиями показаны те участки, которые были измерены па ракетах. Пунктирными кривыми показаны экстраполированные данные. Измерения проведены при различных полных ин­ тенсивностях. Показаны результаты измерения во время хромосферной вспышки класса 1, а также результаты из­ мерения интенсивности излучения в линии L , и в сосед­ них с ней линиях. ОБРАЗОВАНИЕ ИОНОСФЕРЫ Мы познакомились в общих чертах с тем, что собой представляет атмосфера Земли, ее химический состав, плотность и температура на различных высотах, рассмотре­ ли основные данные о волновом и корпускулярном излу­ чении Солнца. Теперь нам предстоит рассмотреть, как это излучение проходит через атмосферу Земли и как в ре­ зультате этого образуется ионосфера. Хотя вопрос в та­ кой постановке и кажется достаточно простым, однако в действительности он усложняется многими обстоятель­ ствами. Важно знать и исчезновение созданных солнечным излучением свободных электронов и ионов —процесс, ко­ торый называется рекомбинацией. Но это не единствен­ ный путь исчезновения свободных электронов в ионосфе­ ре. Электроны способны просто перейти в другой объем по соседству с данным или значительно дальше. Ясно, что в том объеме, куда они придут, их количество, т. е. элек­ тронная концентрация, будет увеличиваться. Поэтому можно сказать, что электронная концентрация в данном месте зависит от скорости ионизации (сколько свободных электронов и ионов будет создано солнечным излучением в данном единичном объеме в единицу времени), от ско­ рости рекомбинации (сколько свободных электронов в реакциях с ионами нейтрализуется и превратится в ней­ тральные атомы и молекулы), а также от того, какое ко­ личество свободных электронов уйдет из данного единич­ ного объема в единицу времени (или же, наоборот, посту­ 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz