Методы и средства вычислительного эксперимента / Акад. наук СССР, КНЦ, Ин-т информатики и мат. моделирования технолог. процессов. – Апатиты : Кольский научный центр АН СССР, 1990. – 126 с.
инеобходимостьконкретныхзнаний, понашемумнению, обосновываюткакнаибо ле перспективныйфункционально-целевойподходорганизациикомплексныхис следований, базирующийсянафункциицелеполагания/II/. Наиболееактуальнойзадачейприизучениисложныхбиологическихобъектов иорганизациивычислительногоэкспериментаявляетсяпостроениедекомпозиций, посколькупрямоеисследованиеиэкспериментированиесобъектамитакогомас штаба, какэкосистемыснечетковыраженнымипространственно-временнымипара метрами, практическиневозможно. Крометого, вомногихслучаяхненаблюдае мостьисследуемойсистемысвязанасналичиемсоответствующейдекомпозиции, котораянебылаопределена/10/. Дополнительнымобоснованиемнеобходимости решениязадачдекомпозицииприменительнокбиологическимобъектамявляется утверждение, чточемсложнеесистема, темлучшеонадолжнааппроксимировать сясистемами, обладающимиразвитойдекомпозиционнойструктурой/ 12 /. Непосредственноеприближениекпостроениюдеревьевдекомпозицииимеет классификация, особенносиспользованиемприемовмодификационныхрешений. Традиционныеподходы, применяемыевбиологии, и, вчастности, разделение лесныхмассивов, основанынатипологии, возрасте, продуктивностиидругих отдельныххарактеристиках. Очевидно, чтоуказанныеподходывзаимосвязаны, но описываютисследуемыйобъектсразличныхточек 8 ренияикаждайизнихявляет сяосновойдляпостроенияодномерныхклассификаций. Влюбомслучаесовокуп ностьданныхотдельныхпредставленийнеможетбытьэквивалентнойнеобходимо муисходномуописаниюизучаемойбиотической системы. Сдругойстороны, отме ченнаявзаимосвязанностьявляетсясерьезнымпрепятствиемдляобразования классовэквивалентностиипостроениянепересекающихсядеревьевдекомпозиции предметнойобласти. Понашемумнению, наиболееперспективнымсредством, обе спечивающимпостроениеприближенныхдекомпозицийпервогоуровня,являютсяме тодамногомерногоанализа.Относительновозможностейиспользованиянескольких повторностейприразработкенепересекающихсядеревьевнеобходимосделать следующеепояснение. Исследованиебиологическихиэкологическихсистемв большинствеслучаевсвязаноснеобходимостьюопределенияконкретныхструк тур- реальных, формальных, параметрическихидругих, которыеиспользуются какбазисныедлядостиженияпоставленныхцелей. Какправило,■результаты, по лученныенаживыхобъектах, имеютописательныйхарактер, внекоторыхслучаях определенызависимостимеждуотдельнымипараметрами. Следовательно, дляреа лизациисистемногоанализанеобходимовыявитьоптимальныеструктурысточки зренияполучениянеобходимойинформациииформированияпараметрическогопро странства. Вслучаях, когдаотсутствуютпредварительнонакопленныеданные, наосновекоторыхможнопостроитьотмеченныеструктуры, длядостиженияпос тавленнойцелипроводятсяпоследовательныеитерации. Такимобразом, получаютсяструктурыI- N уровня, чтовконечномитоге обеспечиваеттребуемыйвидисходногопостроенияисследуемогопромесса. Рабо ты, проведенныенаотносительнопростыхобъектах, показаливысокуюстепень информативностивыявленныхтакимобразомпараметрическихструктуриихширо киевозможностидляпроведенияобобщений/13/. Послепроведениямногомерного анализаопределяютсяосновныегруппызависимыхэлементов, степеньихзамкну тости, строятсясиеуемыописывающих, процессуравнений. Очевидно, чтопракти ческипостроение; тайвзсдеревьевнаосновемногомерногоанализаможноосуще ствлятьсиспользованием;фазовыхпеременных (Y). Кромеотмеченногоподходав теориидекомпозицииуправляемыхпроцессов, существуетразложениепоуправле ниям (U) ивозмущениям (V). Очевидно, чтовотношенииживыхсистемпостро ениетрехотмеченныхдекомпозицийпрактическиневозможнои, в’большинстве 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz